«На горах станут воды». Эти слова звучат в храме на каждом Всенощном бдении, в начале церковной службы. Священнослужители торжественно поют в алтаре,— «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу», — и хор подхватывает: «Благослови, душе моя, Господа…»
Всего восемь коротких фраз красиво и торжественно пропоет хор, и среди них — дважды про горы и воды: «На горах станут воды», и «посреде гор пройдут воды».
Со второй фразой вроде бы все понятно, ведь псалом Давида, откуда взяты эти строки, рисует насыщенную яркими красками картину творения мира. Здесь и земля, которая «не приклонится в век века», и хлеб, который «сердце укрепит», и солнце, знающее «запад свой», а также всякая живность: олени, аисты, дикие ослы, зайцы и даже кит, который любит играться в воде. Но все же, как могут «на горах стать воды»?
Может быть, речь идет о застывших водах, то есть, ледниках, венчающих вершины гор? Однако, иной, более широкий, смысл усматривали в словах о «воде на горах» Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феодорит. Они предлагают взглянуть на 6-й стих псалма целиком: «Бездна, яко риза одеяние ея (земли); на горах станут воды». Именно безбрежная бездна воды окружает землю, материки. Словно незыблемые горы, окружает землю вода, не затопляя материка, боясь положенного Богом предела. «На горах станут воды» означает, что «воды стали как горы». Хотя и в собственном смысле слова, на горах бьют источники воды, из которых потом собираются реки.
А если взглянуть на фразу с другой стороны, и связать 6-й стих с последующим, то увидим новый смысл. В 7-м стихе читаем: «От запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся». Упоминание о громе наводит на мысль о дождевых облаках. Ведь они имеют способность перемещаться, как бы слушаясь грозового гласа.
Следующее песнопение Всенощной — тоже псалом Давида, вернее, как и здесь, его избранные строки.