Каждое песнопение Всенощного Бдения тесно связано с определенной атмосферой в храме. Вот, после торжественного начала службы, когда пространство храма купалось в свете, сквозь отверстые царские врата сияли горящий Семисвещник и Святой Престол, а хор, ликуя, рисовал картину Божьего творения, все великолепие начинает как бы сворачиваться, ускользать, исчезать. Паникадило (большой светильник), главный источник света в храме, гаснет и Царские врата затворяются.
Почему после жизнеутверждающего «Благослови, душе моя, Господа» и Великой ектении, характер следующего песнопения резко меняется?
Как и в случае с песнопением «Благослови, душе моя, Господа», которое содержит избранные строки 103-го, предначинательного, псалма, «Блажен муж» тоже не является единым поэтическим текстом. В нем содержится шесть стихов, взятых из трех первых псалмов Псалтири, с припевом к каждому: «Аллилуиа».
«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. /
Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. /
Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. /
Блажени вси надеющиися Нань. /
Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. /
Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое.»
Что же означает упоминание о блаженном праведном Муже и обращение к Господу с мольбой о воскресении и спасении именно в этот момент службы?
Попутно может возникнуть вопрос, почему в псалме Давида речь идет лишь о муже и ничего не говорится о жене? По толкованию святых отцов, мужчину и женщину ожидает равная награда за праведный путь жизни, ведь их творение перед Богом «равночестно». Но есть иной смысл в том, что первый псалом Псалтири начинается словами «Блажен муж…» Дело в том, что все чаяния наших праотцев, начиная от Адама и Евы, были связаны с пришествием в мир Христа, Спасителя. Поэтому к Нему, как «Семени Жены, Которое поразит главу змия» (ср. Бытие 3;15), пророчески могут быть обращены слова псалмопевца.
Да, песнопение «Блажен муж» учит нас праведному пути, необходимости работать и радоваться о Господе, с надеждой на помощь Его. И вместе с тем в словах псалмов возникает образ Того, Кто исполнил чаяния праотцев и к Кому мы теперь обращаемся с молением о помощи...