Закат солнца… Одно из самых красивых, таинственных и величественных зрелищ природы! Только на закате можно спокойно полюбоваться солнцем, увидеть его тихое движение, величие и красоту, при этом не повредив зрение.
В храме, на вечернем Богослужении, тоже есть момент, когда ведется рассказ о вечернем Свете.
Свете тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго
Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе!
Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний,
поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога.
Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными,
Сыне Божий, живот даяй;
темже мир Тя славит.
Фраза «пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний…» относится к нам, христианам: «Мы, достигнув заката дня и видев свет вечерний, воспеваем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога». А «достоин… пет быти гласы преподобными…» обозначает, что Господь, Сын Божий, достоин прославления устами (дословно — «голосами») святых, искренне верующих людей.
Эта древнейшая христианская песнь приводится в Александрийском кодексе Библии V века, а греческий Часослов приписывает ее авторство сщмч. Афиногену (нач. IV в.). В славянском Часослове приведено имя Софрония, патриарха Иерусалимского (VII в.). Высказывалось мнение о коллективном авторстве.
Песнопение «Свете тихий» выражает благодарность верующих за прожитый день, за возможность обратиться к Богу на закате солнца. В этом смысле, первые слова песни можно перевести так: «Ты, Христе, «тихий» вечерний свет».
Но, конечно же, не только картину вечера живописует "Свете тихий". Если связать в один ряд Богородичен Догматик (песнь-догмат о воплощении Сына Божия), торжественный вход священнослужителей через Царские Врата и песнопение «Свете тихий», мы увидим «поистине самый святой момент» вечерни («Толковый Типикон»).
В Догматике, который обычно исполняется торжественно и неспешно, прославляется Божия Матерь. На Святых вратах, через которые совершается вход священнослужителей, мы видим образ Богородицы в момент Благовещения. По словам святого Симеона Солунского («Объяснение православных Богослужений, обрядов и Таинств», слово 298), в образе благоухающего фимиама, который смиренно вносится диаконом в кадильнице через Святые врата, изображается душа и жизнь Спасителя. Таким образом, кроме других толкований, которых усматривается множество, этот момент богослужения, называемый Входом, знаменует собой Боговоплощение.
Песнопение «Свете тихий» как бы подхватывает мысль Догматика ( о Боговоплощении) и тихими проникновенными словами выражает изумленное благоговение — Сын Божий грядет в мир.
Через Пресвятую Богородицу вошел в мир наш Свете Тихий. Пожалуй, так можно лаконично выразить идею Богослужения в этот момент вечерни. «Сын Божий, Ты жизнь нам даруешь. И благодарный мир Тебя славит!»