"И повем дела Господня"

«Бог Господь» — первое торжественное песнопение Утрени. Вот как описывает пение «Бог Господь» древний, студийский, устав: «…Бог Господь светло и ясно вопием, …и всяк убо сетования облак и дряхльства далече отгонящу, дивно и светло радость ведроподающу (радость солнечного дня) нам, радующежеся  (радуясь) о сем, и терпети в себе немогуще неизглаголанного веселия величство».

Когда мы слышим несколько раз повторяющийся стих, — «Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне», — важно правильно понимать слово «явися». В церковнославянском языке глагол «явися» обозначает не просьбу или побуждение к действию («явись»), а свершившийся факт. То есть, в своем воплощении, воскресении и будущем пришествии (о котором мы тоже вспоминаем на богослужении) Господь уже явился нам. Вот в чем заключается «неизглаголанное веселие» верующих в этот момент службы.

Большое значение имеют и стихи, которые произносит диакон в промежутках между пением «Бог Господь». Чтобы правильно понять один из них, — «Не умру, но жив буду, и повем дела Господня», — требуется перевести слово «повем». Данный глагол происходит от слова «ведати», то есть «знать». Поэтому может показаться, что «повем» означает «познаю, узнаю». На самом же деле приставка «по» меняет значение всего слова, и глагол «поведать» переводится как «оповещать, возвещать». «Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни» (Синодальный перевод). В этих словах звучит призыв делиться радостью веры с другими людьми, — что в меру сил и старается делать христианин по отношению к ближним.

Особое значение, пожалуй, имеет последний из стихов: «Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших».  Эти слова произнес Иисус Христос  в одной из проповедей (Мф.21.42). В образе краеугольного камня подразумевается и Сам Господь, и созданная Им Церковь. Вот о каких «делах Господних» нам предстоит «поведати» «терпети в себе немогуще неизглаголанного веселия величство».


Назад к списку