"Аллилуия"

Во время чтения кафизм — Псалтири — на Утрени мы стараемся взглянуть на свою жизнь: соответствует ли она вдохновенным словам святого пророка, очищается ли она, обновляется ли покаянием? Одновременно с этим, церковный народ, собравшийся в храме, ожидает и как бы готовится встретить, пожалуй, самый яркий и торжественный момент всенощного бдения — выход священства из алтаря при пении Полиелея. (Вот почему важно не пропускать слушание кафизм.)

«Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа.

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме.

Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.

Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его».

Между стихами, так называемых,  полиелейных псалмов (134-го и 135-го) многократно поется «Аллилуия» — одно из немногих еврейских слов не претерпевших перевода на языки других христианских стран. Правильный перевод этого слова поможет нам увидеть связь между пением  полиелейных псалмов и многократным «аллилуия».  А может быть, кто-то из нас вообще не вкладывает в это неславянское слово особый смысл и воспринимает его как междометие, — то есть просто выражение чувства? Тогда будет важно узнать, что произнося «аллилуия», мы упоминаем о Самом Господе…

«Хвалите имя Господне» — это и есть перевод слова «аллилуия». «Аллилу» по-еврейски значит «хвалите», «Иа» — «Господа». Таким образом,  пение «аллилуия» означает многократный призыв: «прославляйте Господа», «благословляйте Господа», «воздавайте Ему достойную честь»! К кому обращено это воззвание? Прежде всего, к нам самим, — прославим Господа в наших сердцах, мыслях и поступках. А затем, пожалуй, и ко всей вселенной, — ведь любовь к Создателю мира не может не иметь выражения в устах творения и особенно тех, кто был создан по Его образу и подобию. «Аллилуия!» — восклицает от избытка чувств сердце христианина. — «Хвалите Господа!»

Всё в этот момент в храме свидетельствует о ликовании: зажженные свечи в руках священников, полное, яркое освещение, торжественное, дружное пение. Кроме того, начинается каждение алтаря и всего храма. Центр внимания верующих перемещается. Если раньше взоры были направлены в сторону алтаря, то теперь они фокусируются в середине храма, где строй достойнейших из верующих — священства — окружает праздничную икону. Сияние праздника как бы еще более приблизилось к нам, стоящим в храме. В этом тоже чувствуется одно из многочисленных проявлений любви и милости Божией. Недаром слово «полиелей» означает — «много милости».

Зримый отпечаток этой милости верующие получат после чтения св. Евангелия, когда священник будет крестообразно помазывать  прихожан освященным маслом — елеем. Поэтому многие из нас называют «полиелеем» сам момент помазания. Однако, в сущности, этим словом обозначается часть службы, начинающаяся от пения полиелейных псалмов, где часто повторяется слово «милость»,  и заканчивающаяся каноном


Назад к списку