"Живый и независтный источниче"

На Всенощном бдении есть период, когда в храме начинается помазание освященным елеем. Среди всеобщего движения, иногда даже сутолоки, — при большом стечении народа, — бывает трудно разобрать: о чем поется и что читается в данный момент?

А читается — канон (с греческого: «правило»), торжественная часть богослужения, когда мы вспоминаем, с одной стороны, древнейшие библейские события, а с другой — прославляем святого или праздник, которому посвящен нынешний день. За сотни и даже тысячи лет церковной традиции, конечно, было составлено великое множество выдающихся произведений священной поэзии — канонов. Между прочим, сам праведный Иоанн Кронштадский говорил, что именно из канонов на службе он почерпнул глубокое понимание богословия. (Вот почему важно внимать тому, что читается в храме!)

Мы же попробуем разобрать слова канона, которые раз за разом повторяются во многие воскресные и праздничные дни. Это ирмосы (начальные песни) к богородичным канонам, которые начинаются словами «Отверзу уста моя…»

Эти ирмосы чаще всего поются в конце каждой песни (отрезка) канона. Их называют «катавасией».  В современном языке это слово употребляют не грамотно. Слово «катавасия» означает «выход», «соглашение» (греч.).  Катавасию в древности (и сейчас в монастырях) пели на середине храма. Для этого оба хора (с правой и левой стороны) выходили и сходились вместе.

В первой же песне звучит довольно странная для современного человека фраза: «…И слово отрыгну Царице Матери». Не будем удивляться, ведь древнейшее значение слова «отрыгну», —  «изреку», то есть произнесу из глубины души. Далее звучит фраза: «…И явлюся светло торжествуя». Это значит «стану просвещен светом нынешнего торжества».

Следующий ирмос, пожалуй, самый таинственный. Чтобы увидеть прекрасный поэтический образ, заложенный в нем,  нужно правильно разобрать все знаки препинания. «Твоя песнословцы, Богородице, живый и независтный источниче, лик себе совокупльшия духовно утверди в Божественной Твоей славе, венцев славы сподоби.» Слова «живый и независтный (неповрежденный) источниче (источник)» относятся к Божией Матери. Ведь через Нее мы смогли почерпнуть Живой воды — приобщение к Богу. Вот мы и обращаемся к Богородице с праздничным дерзновением: «Твоих песнословцев (то есть,  прославляющих Тебя), которые собрались  здесь в виде хора (лика), духовно утверди в лицезрении Твоей Божественной славы и сделай их (то есть нас) достойными небесных венцов!»

В четвертом ирмосе встретится фраза: «Седяй в славе на престоле Божества … прииде Иисус пребожественный…» Седяй значит сидящий. Речь идет о втором пришествии Христовом, когда Он явится «в ареоле славы, на престоле Божества».

Требует внимательного рассмотрения и седьмая песнь. Ирмос прозвучит так: «Не послужиша твари богомудрии  паче Создавшаго, но огненное прещение мужески поправше, радовахуся поюще: препетый отцев Господь и Бог, Благословен еси.» В этом тексте рассказывается о «богомудрых» (умудренных Богом) отроках, которых не испугало испытание огнем, когда их за веру в Бога бросили в пылающую печь. Они «не послужили языческому идолу, не возлюбили твари (сотворенного) более чем Сотворившего все, но мужественно поправ огонь наказания, с радостью воспевали…»

 Восьмой ирмос удивительным образом сравнивает подвиг Вавилонских героев-отроков с духовным величием Богоматери. «Отроки благочестивыя в пещи  Рождество Богородично спасло есть: тогда убо образуемое, ныне же действуемое…» Кто спас от смерти благочестивых отроков?  Рожденный Богородицей всесильный Бог. То был прообраз будущего. Тогда Ангел Господень сошел в огненную печь и спас юношей. Теперь же (в Новом Завете), Сам Бог сошел на землю (родился от Девы), чтобы спасение всех людей стало действенным.

Поэтому и последняя, девятая песнь, начинается словами: «Всяк земнородный (каждый рожденный на земле) да взыграется, духом просвещаемь (просвещаемый свыше), да торжествует же безплотных умов естество (то есть, естество Ангелов), почитающее священное торжество Богоматере…» Как же не присоединиться к прославлению Богородицы и нам, увидевшим ее небесную и земную славу! Тогда хор небесный и хор земной — в храме — соединятся в общем порыве: «Радуйся, Всеблаженная, Богородице чистая Приснодево.»

Но перед этим в храме прозвучит еще одна всем знакомая и многими любимая песня — Песнь  Пресвятой Богородицы «Величит душа Моя Господа…»


Назад к списку