Торжественное исполнение канона во время Всенощной неожиданно уступает место спокойному песнопению, которое по Уставу, впрочем, поется не менее воодушевленно. В это время диакон подходит к иконе Божией Матери, совершая каждение, и произносит: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Начинается песнь Пресвятой Богородицы, известная под названием «Честнейшая». Она включает в себя слова Самой Божией Матери из Евангелия от Луки, — «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем…», — а также припев: «Честнейшую Херувим…»
Устав приписывает нам совершать благодарственные поклоны во время этого песнопения, воздавая честь Матери Господа, заступнице и покровительнице всего человеческого рода. Постараемся разобрать некоторые слова этого священного богослужебного текста, чтобы точнее понять его смысл.
Слово «честный» в церковнославянском языке заметно отличается от современного понятия. Для нас «честный» — это человек, говорящий правду, поступающий по совести. Но в древних текстах значение этого слова простирается шире. «Честный» — означает достойный всякого почтения, уважения, прекрасный, чистый, истинный. То есть, употребляя это слово, мы говорим не столько о характере человека, сколько об отношении к нему со стороны других людей. Поэтому фраза «Честнейшую Херувим» переводится как «достойную почести и уважения выше Херувимов, Ангелов Божиих — высочайших и чистейших духов».
«Славнейшую без сравнения Серафим» — это также превосходная степень уважения. Только не нужно думать, что Божию Матерь мы напрямую называем именем «Серафим». Эту фразу можно перевести так: «Достойную без сравнения величайшей славы, чем Серафимы, высочайшие ангельские чины».
Фраза «без истления Бога Слова рождшую» говорит нам о предсказанном пророками сверхъестественном девстве Пресвятой Девы, до и после рождения Сына Божия. «Сущую Богородицу», значит, действительной, истинной Матерью Божией величаем мы Ее в своем христианском вероисповедании.
Выражение «призре на смирение рабы Своея» говорит об особой милости Бога к Деве Марии за Ее смирение. «Се бо отныне ублажат Мя вси роди» значит «отныне будут славить». При этом сочетание «се бо» переводится как «ибо вот». То есть, всеобщее прославление, особую любовь и почитание к Себе, которые предвидела Божия Матерь, и явились следствием Ее особого, глубочайшего смирения и преданности воле Божией.
«Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости» обозначает то, что Бог принял под особое покровительство всех, верующих в Него, как и обещал оказать милость нашим праотцам по отношению к «Аврааму (отцу веры) и семени (потомству) его даже до века». Эта милость явилась в пришествии на землю Сына Божия, Самого Бога, который спас и спасает наше поврежденное человеческое естество, умер за нас и воскрес, победив смерть.
Есть предание, записанное у Никифора Каллиста (в XIV веке), что Сама Богоматерь явилась составителю «Честнейшей», святому Косме Маюмскому (который в свою очередь перенял слова «Честнейшая Херувимов и без сравнения всех небесных воинств» у св. Ефрема Сирина) и сказала ему: «…Приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столько близка не бываю к ним, как когда поют они сию новую песнь твою». И затем многие святые видели, как Богоматерь благословляла поющих эту песнь…