«Всякое дыхание да хвалит Господа!» Этими словами начинается заключительная часть Всенощного бдения. «Всякое дыхание» — значит не только «каждый момент человеческой жизни», но и вообще «всякая живая тварь», то есть, все сотворенное Богом.
Так звучит последний стих богослужебной Псалтири. Можно воспринимать его как напутствие, как главный вывод из всего смыслового богатства священной поэзии. Впрочем, это не просто фраза, вырванная из контекста. К ней последовательно подводит содержание трех последних псалмов Псалтири, которые так и называются — «Хвалитными».
Чаще всего на Всенощном бдении можно услышать — «Всякое дыхание…» и несколько заключительных стихов из 149 и 150 псалмов. Проясним для себя их смысл.
«Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних» обозначает вдохновенный призыв к «вышним силам»— святым Ангелам — без устали прославлять Бога. Если прочитать весь 148-й псалом, то увидим, как богодухновенный псалмопевец подробно перечисляет все творение Божие, начиная от солнца и звезд и заканчивая всем одушевленным миром, включая «юношей и дев, старцев с юнотами (то есть, стар и млад)». Что можем воздать мы своему всесильному Творцу? Все принадлежит Ему. Наше же, пожалуй, — только устроение собственного сердца. Возможно, поэтому так дороги Богу наши благодарность и любовь, наша взаимность, потому что эти чувства души принадлежат нам.
«Сотворити в них суд написан». В этом стихе напоминается о злых, нечестивых людях, которые сами себе «пишут» в вечности (Книге Жизни) приговор сообразно своим делам и мыслям.
«Хвалите Бога во святых» значит «через святых», «вспоминая о святых», в жизни которых мы видим действие Бога. «…Во утвержении силы Его» — то есть, видя потрясающее величие тверди небесной, а вместе с ней — непостижимую силу, дающую опору и жизнь всему существующему.
«Хвалите Бога на силах Его» — продолжение прежней мысли. Псалмопевец выражает обращение к «вышним», небесным силам, — Ангелам, — а также восхищается могуществом Творца, ведь сам облик и свойства всего сотворенного свидетельствуют о колоссальной силе Божественного разума?
«…В тимпане и лице… во струнах и органе… в кимвалех доброгласных…» Псалмопевец перечисляет музыкальные инструменты, которые использовались в ветхозаветном богослужении: типан и кимвал — ударные, струны — струнные инструменты, орган — духовой, лик («лице», с ударением на «и») — хор, собрание поющих. Все эти инструменты непосредственно связаны с человеческими чувствами. Поэтому в новозаветном, более глубоком смысле, оркестровый перечень обозначает призыв ко всему человеческому естеству стать гармоничным созвучием чувств, прославляющих Бога.
«Всякое дыхание да хвалит Господа», еще раз звучит в храме, как священное напоминание. Если молчат наши чувства, когда речь заходит о близком человеке, значит, наше сердце по отношению к нему холодно. Но гораздо хуже иметь холодное сердце к Богу! Мы Им движемся, Им существуем. Он дает нам все необходимое для жизни. Прославлять Бога — естественная обязанность человека. Ответ верующего сердца на призыв «хвалитных псалмов» мы услышим в следующем песнопении Всенощной — Великом Славословии…