"Пробави милость Твою ведущим Тя"

Некоторые песнопения Всенощного Бдения положено петь «тихогласно». В этом «Великое славословие» имеет общий характер исполнения с песнопениями «Свете Тихий» и «Ныне отпущаеши».   Прекрасная, торжественная служба вот-вот закончится, и неожиданно тихий проникновенный мотив будет венчать длинный строй праздничных песнопений.

Многие сравнивают «Великое славословие» с «Тебе поем» — кульминационным моментом Литургии. Там, во время совершения величайшего Таинства, приход Господа в каждый храм и соединение с верующими в Святых Дарах тоже сопровождается тихой небесной мелодией. Как здесь не вспомнить явление Господа святому пророку Илии в «веянии тихого ветра» (3 Книга Царств, г.19, ст.12)!

«Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя…» Эти слова Великого славословия действительно напоминают «Тебе Поем»: «…Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся…» Многократное повторение слов «Тя» (Тебя), «Ти» (Тебе) и собственно «Тебе» свидетельствует о глубочайшей любви к Господу и призывает нас приковать наше внимание к источнику жизни всех земных и небесных благ. Выражение «кланяем Ти ся»  означает «кланяемся Тебе». В церковнославянском языке нередко слово «ся» (себя) пишется отдельно. В этом даже можно увидеть особый воспитательный смысл, — мы сначала говорим «Ти» (Тебе), а лишь затем — «ся» (себя).

«Агнче Божий» обозначает обращение к Агнцу Божию, как часто именуют  Господа Иисуса Христа. «Агнец» значит «ягненок». В Ветхом завете ягненок приносился в жертву как прообраз Христа. Интересно, что греческое слово «агнос» (чистый) звучит очень созвучно. В этом именовании заключены чистота, святость, жертвенность как описание свойств Господних.

«Сыне Отечь» переводится как «Сын Бога Отца». Слова «…вземляй грех мира…, …седяй одесную Отца…» свидетельствуют о том, что Сын Божий взял на себя тяжесть наших грехов и действительно стал нашим Спасителем, как седящий по правую руку  Бога Отца. Фразой «…Ты еси един Свят…» мы утверждаем, что Господь — единственный Безгрешный, освящающий и очищающий нас. «Ты еси един Господь, Иисус Христос, (пришедший) в славу Бога Отца, аминь.»

Далее мы повторяем то, что уже пелось в начале Всенощной: «Сподоби (то есть, удостой, благоволи), Господи, в день сей без греха сохранитися нам…» Ведь именно борьба с грехом является видимым свидетельством нашей любви к Богу, святости и чистоте.

В заключительной части Славословия мы обращаемся к Богу в личной молитве. «Аз рех (я сказал): Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе». Покаянная молитва — лучшее средство приблизиться к Богу. «…Научи мя творити волю Твою…, яко у Тебе источник живота (жизни), во свете Твоем узрим свет.» Здесь мы вспоминаем слова Самого Спасителя: «Аз есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6), снова и снова убеждаясь в их истинности. И наконец, неотступно просим: «Пробави (то есть, продли) милость Твою ведущим (знающим) Тя».

Великое славословие имеет еще одну особенность: оно начинается и заканчивается словами, произнесенными Ангелами. В начале, — «слава в вышних Богу…», — при Рождестве Спасителя. В конце, — «Святый Боже»,  — ангельская песнь, воспеваемая Богу на небесах. Когда мы произносим ангельские слова, мы приобщаемся к святой, невидимой для глаз жизни. В этом приобщении — наша надежда. В этих словах — залог безсмертной жизни. Осуществление его — путь долгий и трудный, но если в нем есть «веяние тихого ветра», то никакие трудности не заставят нас остановиться, отказаться от того, чтобы славословть (славить) Бога. «Святый  Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».


Назад к списку