После пения «Великого Господина…» в конце Всенощного бдения многие выходят из храма, думая, что служба закончилась. На самом деле до полного окончания богослужения остается еще некоторое время, предназначенное для чтения Первого часа.
Основная его тема — это встреча утра. На древнем востоке Первым часом назывался период рассвета, начала нового дня. Но даже если мы слушаем его перед началом ночи, не является ли он залогом, молитвенной просьбой о благословении следующего, нового дня? «…Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти и узриши мя. …Утро яко трава мимоидет. …Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, и возрадовахомся и возвеселихомся. …Во утрия избивах вся грешныя земли (грешные помыслы)…»
Это слова из трех псалмов Первого часа. Эти и некоторые другие фразы, произносимые на церковнославянском языке, необходимо внимательно выслушать, чтобы правильно понять их смысл. Вот, например, начало первого из трех псалмов: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое.» «Внушать», значит, «внимать, слышать». «Звание» переводится как «зов, взывание ко спасению». Таким образом, начало Первого часа можно понимать так: «Услышь, Господи, слова мои, ощути зов моего сердца».
Во втором псалме встретится фраза: «Не отврати человека во смирение». По толкованию святых отцов, она выражает просьбу псалмопевца «не допустить, чтобы человек впал в унижение и беду». Далее прозвучит строка: «Уничижения их лета будут». Здесь идет речь о жизни нечестивых людей, чье благоденствие в земной жизни обернется унижением в вечности, как превращается в сухое, серое сено любой прекрасный цветок. «…Утро (то есть, утром) процветет и прейдет, на вечер отпадет, ожестеет и изсхнет.»
Фраза «лета наша яко паучина поучахуся» обозначает уподобление лет нашей жизни паутине, тонкой, готовой порваться от дуновения ветра. «Кто весть державу гнева Твоего, и от страха Твоего ярость Твою исчести?» Здесь речь идет о «державе», то есть, силе, власти вечной муки, мысль о которой, полная спасительного страха, должна помочь нам отказаться от греха. Таинственный стих «десницу Твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости» обозначает нашу просьбу к Богу дать нам понять («скажи ми») путь спасения, истинный смысл всего существующего, через явление Десницы (правой руки), которая символизирует творческое начало бытия, Слово Божие, Самого Иисуса Христа. Это не что иное как пророчество о Христе. А «окованные (испытанные) сердцем в мудрости» — святые апостолы, научающие нас правильной (то есть, истинной) вере в Бога.
Третий псалом призывает нас «во утрия», то есть, с начала каждого дня, отвращаться вредных путей. «…Не прильпе мне сердце строптиво», значит, не будет в моей душе согласия со всем развращенным и злым. Фраза «оклеветающего тай искренняго своего, сего изгонях» призывает не слушать клевету и осуждение, произносимые подчас завуалировано, тайно («тай»). «Глаголяй неправедная, не исправляше пред очима моима» обозначает необходимость уклоняться («не иметь успеха перед глазами моими») от всяких лукавых речей и лжи.
После того, как на Первом часе будет прочитан тропарь праздника, мы услышим один из самых красивых, восторженных церковнославянских текстов, посвященных Пресвятой Богородице. «Что Тя наречем (как Тебя назовем), о Благодатная? Небо, яко возсияла еси (произвела на свет) Солнце правды (Христа)? Рай, яко прозябля еси (произрастила) цвет нетления? Деву, яко пребыла еси нетленна (вечно девственной)?…»
В конце первого часа прозвучит еще одно песнопение, посвященное Божией Матери. В нем мы тоже прославим Богородицу самыми сердечными словами. Ведь без Ее молитв о нас не будет добрым и светлым каждое утро нового дня. «Взбранной Воеводе победительная!…»