"Очи мои выну ко Господу"

Когда мы приходим в Церковь к Литургии, то слышим чтение в храме. Читают «Третий час». В это время священник совершает проскомидию — приготовление принесенных (в переводе с греческого «проскомидия» обозначает «принесение»)  хлеба и вина для таинства Евхаристии.  В притворе совершается  таинство исповеди. Прихожане благоговейно ставят свечи, готовясь участвовать в главной службе Церкви — Божественной Литургии. Неужели «Третий» и следующий за ним «Шестой часы» служат лишь фоном, во время которого происходят иные священнодействия?

«Третий час» (так же как «Шестой» и все последующие части Литургии)  помогают молящимся правильно подготовиться к главному христианскому Таинству. Подготовка заключается во внимании, молитве и покаянии. Это и есть основная тема «Третьего часа». В трех его псалмах мы слышим, как псалмопевец изображает борьбу души с невидимыми силами зла за ее чистоту. Здесь же  мы вспоминаем и страдания Господа — бичевание и издевательства, — которые свершились именно в период с 9-ти до 12-ти часов дня (а это и есть период времени, называвшийся на Востоке  «третьим часом»).  А еще «в третий час» Дух Святой сошел на апостолов в Сионской горнице. Пророчество об этом тоже можно услышать в одном из трех псалмов.

Постараемся разобрать некоторые сложные места в тексте «Третьего часа» и увидеть пророческое отображение некоторых священных событий.

В самом начале первого из трех псалмов звучит фраза «…внуши молитву мою не во устнах льстивых». Слово «внушать» в переводе с церковнославянского обозначает «выслушивать, внимать». Таким образом, в начале «Третьего Часа» мы обращаемся ко Господу с просьбой «принять молитву праведных (не льстивых) уст».

Далее встретится фраза «…за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки». Словосочетание «за словеса» можно перевести как «по слову, по заповеди». «По слову Твоему, я сохранил сложный, полный испытаний и страданий (жестокий) путь исполнения заповедей». А в контексте воспоминания о крестном пути Спасителя, эти же слова можно прямо приложить к страданиям Господа Иисуса Христа, путь Которого был поистине невообразимо жесток.

«…Тук свой затвориша, …очи свои возложиша уклонити на землю». Такими фразами псалмопевец описывает действия своих врагов, а в новозаветном смысле — духов злобы поднебесных. Слово «тук» обозначает  образ благоденствия человека, телесного расцвета. «Тук свой затвориша» некоторые переводят как «заключились в благоденствии своем». А в одном из толкований (блж.Феодорита) мы найдем перевод «не дав (в себе) никакого места человеколюбию». Продолжая мысль о злобе врагов, псалмопевец свидетельствует, что они «решили для себя (возложиша) взгляд свой направить (уклониша)  только на земное», чтобы не знать путей праведности, не проявлять любви к ближнему и, вообще, уподобившись животному (далее речь идет о «скимне», то есть  льве), не поднимать глаз к небу.

«Господи, от малых от земли, раздели я в животе их», — восклицает псалмопевец.  Под «малыми» подразумевается «малое стадо», праведники, терпящие притеснения и обиды. Разделить «от малых  от земли» обозначает отделить, защитить, праведников от грешников, чьи мысли только о земной выгоде («от земных»). Слово «я» переводится как «их». «Раздели я в животе их» значит, — чтобы это разделение произошло еще здесь, при их жизни (земной).

Таинственная фраза — «насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим» — продолжает тему о «затворившихся в своем туке (благоденствии)». Они многоплодны («насытишася сынов», то есть, «имеют много сыновей»), здесь же и сыты, и оставят излишки своим потомкам.

В противоположность им, «аз (то есть, я) же правдою (в праведности) явлюся лицу Твоему, насыщуся (получу насыщение, наслаждение), внегда (когда) явити ми ся (явится мне) славе Твоей (духовная благодать)».

«Очи мои выну ко Господу…» Это основная мысль следующего псалма. Здесь речь идет о праведнике, о постоянном устремлении его сердца и ума к Богу. Слово «выну» обозначает «всегда». «Выну ко Господу» значит «всегда обращены ко Господу».

Самой узнаваемой частью «Третьего часа» является последний  — 50-й (покаянный) псалом. Кроме темы покаяния, святые отцы усматривают в нем пророчество о схождении Святого Духа на апостолов, которое произошло в третий час…


Назад к списку