"Тогда возложат на олтарь Твой тельцы"

Перед Божественной Литургией в храме читаются часы — Третий и Шестой. На древнем Востоке так  выделяли основные вехи суток — 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы. (У нас так выделяют, например, полдень или полночь.) Третий и Шестой часы помогают молящимся правильно настроиться перед таинством Евхаристии.

В помощь молитвенной сосредоточенности на Третьем часе звучит покаянный, пятидесятый псалом. Исторически — это слова, обращенные  к Богу, согрешившего и от всей души покаявшегося  царя Давида. Став правителем, он послал на смерть своего верного полководца, чтобы иметь законную возможность жениться на его супруге. Слезы раскаяния, пролитые Давидом, и сегодня помогают нам осознать свои грехи, и, более того, через покаяние — получить всю полноту общения с Богом, вплоть до постижения пророческих тайн. Не случайно в конце 50-го псалма содержится важное и очень хорошо зримое пророчество.

Разберем сложные места псалма. «…Грех мой предо мною есть выну», — говорит пророк, указывая на то, как важно для спасения души не терять память о грехе, чтобы не повторить своего преступления. Слово «выну»  обозначает «всегда».

«Яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти.» Этой фразой пророк утверждает безусловность победы Божьего суда над всяким злым упорством человека. «Оправдишися во словесех Твоих» — значит, «Ты (Господи) будешь праведен (прав, так как безгрешен и всеведущ), когда будешь говорить слова истины». Фраза «…победиши, внегда судити Ти» означает, что «Ты победишь все ложные доводы, когда будешь судить». Впрочем, перед лицом Истины сама совесть осудит человека, став его беспристрастным обвинителем…

Неясная для многих фраза «…се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» ни в коем случае не указывает на греховность супружеской связи.  Брак освящен Богом. Здесь же идет речь о том, что продолжение человеческого рода происходило вне райского благополучия, то есть после нарушения Адамом и Евой закона Божия. С той поры каждый человек, рождаясь, наследует греховный опыт предыдущих поколений, вплоть до первых людей. Вот почему, родившись, необходимо — скоро ль или через некое время — родиться «заново» через святое Крещение, усыновляясь духовно Самому Богу и исполняя на деле слова Иисуса Христа, назвавшего Своих учеников — детьми. Кроме того, понятие «во гресех» обозначает еще и нарушение гармонии. Разве в безмятежности и гармонии рождается человек?  Напротив — в муках, благодаря подвигу матери.

«Окропиши мя иссопом, и очищуся», — молится  Давид. «Иссоп» — это ароматная горькая трава, с помощью которой совершалось окропление.  Само же освящение посредством зримых действий происходит  через Святой Дух.

«Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего», — звучит в храме сугубая («сугубый», кроме других понятий, обозначает «вдвое больший») молитва псалмопевца. Словосочетание «от кровей» часто встречается в Богослужебных текстах. Его можно перевести как «жаждущих крови, безжалостных, исполненных злобы». Главным образом здесь понимаются козни злых духов, нередко действующих через людей.

Необыкновенной силой веры наполнены последние слова 50-го псалма: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, всесожжение и всесожигаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы». В пророческом видении божественных истин царь Давид  произносит поразительные слова. Он предсказывает строительство и разрушение Иерусалимского храма, возвращение евреев из вавилонского плена, но самое важное и напрямую относящееся к нам — создание Богом новозаветной христианской Церкви. Создание храма начинается в душе христианина, где он приносит жертву Богу, умерщвляя в себе животные страсти через исполнение всех заповедей. Слова «и да созиждутся стены Иерусалимские» относятся и к строительству Церквей.  Каждый Божий день по всему лицу земли совершается «жертва правды» — Евхаристия.  В сердцах верующих постоянно приносится «жертва правды» — подвиг невидимой, внутренней борьбы за чистоту души. Так исполняется пророчество Давида в наши дни.

На Третьем часе эта сила христианской веры запечатлена заключительной молитвой часа — краткой молитвой Святого Мардария, которую он изрек на пытке во время диоклетиановых гонений. «Владыко Боже Отче вседержителю, Господи, Сыне Единородный Иисусе Христа, и Святый Душе, едино Божество, едина сила, помилуй мя, грешнаго, и имиже веси судьбами, спаси мя, недостойнаго раба Твоего…» Так на Третьем часе мы видим преемственность веры героев Ветхого Завета и их потомков, праотцов и — нас, христиан.

Развивает эту тему и следующий час, названный Шестым. В нем тоже есть псалом, по силе своей не менее значимый, чем 50-й.


Назад к списку