"Яко на Мя упова, и избавлю и"

До начала Божественной Литургии остается всего несколько минут, и в это время в храме читается Шестой час. На древнем Востоке так назывался полдень. Около полудня произошло распятие Господа Иисуса Христа, поэтому во время чтения Шестого часа вспоминается несение Господом Креста и сами Крестные страдания.

Три псалма этого небольшого, но важного, богослужения описывают скорбь праведника, который окружен врагами, а в конце звучит молитва св. Василия Великого, прославляющего Крест Господень.

«Боже, …внуши глаголы уст моих», «внуши, Боже, молитву мою» — эти две фразы объединяют два первых псалма. Слово «внуши» обозначает «услыши», «вонми». Произнося пророчество о Христе, псалмопевец показывает усиленное обращение человека к Богу в минуту скорби. «…Кто даст ми криле, яко голубине, и полещу (полечу), и почию (найду покой)…»

Но душа праведника окружена врагами, как израненная птица среди городских улиц и стен. «…Беззаконие и пререкание во граде», — говорится о нравах озлобленных горожан. «Пререкание» значит «противоречие». И в самом деле, — Христос проповедовал в Иерусалиме, исцелял, творил чудеса, но в ответ на Божественную любовь услышал: «Распни Его!»

Фраза «…и не оскуде от стогн его лихва и лесть» также относится к описанию этого города. Церковнославянское слово «стогна» обозначает «улицу, площадь». То есть, нажива («лихва») и коварство («лесть») в преизбытке («не оскуде») воцарились на его улицах.

Но самую тяжкую скорбь причинили Христу не те враги, нападения которых ждешь («…аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал (наводил клевету), укрыл бых ся (скрылся бы) от него…»), а тот «…человече равнодушне (единомысленник), владыко мой и знаемый (близкий) мой», который «купно (вместе) наслаждался еси со мною брашен (небесной пищи)». Таковым был богоизбранный народ, породивший как величайших святых, так и распинателей Бога.

«Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления», — пророчествует псалмопевец. Слово «студенец» обозначает «колодец « или «ров», а словосочетание «студенец истления» — место вечного наказания. Фраза «мужие кровей и льсти не преполовят дней своих» указывает на то, что люди, жаждущие крови и зла, не достигнут долголетия, — в пророческом смысле: жизни вечной.

  Гимн твердой надежды на всесильную помощь Божию запечатлен в третьем псалме часа.  Это известный 90-й псалом. Им христианин ограждается в минуту опасности.  «Живый в помощи (живущий в содействии) Вышняго, в крове (под покровом) Бога Небесного водворится.»

Где найти это место спасения от всех видимых и невидимых врагов? «…Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой…» «Плещма Своима (букв. «плечами Своими», то есть, Самим Собой) осенит тя, и под криле Его (образ птицы над птенцами) надеешися». Надеющийся на Господа, не будет порабощен страхом. «Оружием обыдет (защитит) тя истина Его, не убоишися от страха нощнаго, от вещи (опасности) во тьме приходящия, от сряща (внезапной беды) и беса полуденного (пагубы от палящего солнца или дневного расслабления)».  С верой в Бога, «… на аспида и василиска (ядовитых змей) наступиши, и попереши (победишь) льва и змия».

Для точного понимания фразы «…яко на Мя упова, и избавлю и, покрыю и, яко позна имя Мое», необходимо знать, что краткое слово «и» может обозначать не только связующий союз, но и местоимение «он» или «его».  Поэтому перевод может быть таким: «… поскольку на Меня он (праведник) уповал, и Я избавлю его (от бед), спасу его, потому что познал имя Мое».

В конце Шестого часа храм наполняется благоуханием ладана, совершается каждение. Литургия вот-вот начнется, и последние слова, произносимые чтецом, возносят благодарность  Богу  за крестную жертву. «Боже и Господи сил, … иже (который) за милосердие безприкладныя (ни с чем не сравнимой) милости Твоея Единороднаго Сына Твоего… ниспославый на спасение рода нашего…». Только что мы вспоминали о крестных страданиях Спасителя, и словами св. Василия Великого (автора молитвы) повторяем: «… честным Его Крестом рукописание грех наших растерзавый (растерзавший) и победивый (победивший) тем начала и власти тьмы…»

Побеждены источник («начало») и власть тьмы. Нельзя не вдохновиться этой вестью. Словно с небес, как от престола Божия, звучит первый возглас Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа…»


Назад к списку