"Обновится яко орля юность твоя"

Участвуя в Божественной Литургии не менее одного раза в неделю (как положено христианину), мы уже понимаем смысл большинства песнопений этого главного христианского богослужения. Литургия становится такой близкой сердцу. Христианин, можно сказать, сродняется с ней, с ее величественными и в то же время доступными для восприятия, простыми песнопениями и возгласами. Но все-таки проверим себя — не остается ли в знакомых текстах чего-то непонятного, либо того, что понимается нами не правильно.

Известно, что Литургия начинается победным возгласом «благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» и — великой ектенией. «Миром Господу помолимся…»  Многие понимают эту фразу так: «Все вместе Господу помолимся». Однако на самом деле, в слово «миром»  вкладывается смысл «примирившись со всеми». В церковнославянском тексте «миром» пишется через «и». В этом случае «мир» обозначает «спокойствие, тишина». ( А слово «мiр» с буквой  «i» обозначает «вселенную, род  человеческий» и некоторые другие понятия.) Таким образом, правильный перевод первой фразы мирной ектеньи может быть таким: «Возведя ум к небесам и примирившись со всеми, — помолимся Господу».

Следующая фраза «… о свышнем мире, и спасении душ наших, Господу помолимся» подтверждает, что речь идет именно об этом. Ведь по учению святых отцов, «где мир помыслов, там почивает Сам Господь Бог».

«Благослови, душе моя, Господа…» Такими словами 102-го псалма св. царя Давида молящиеся прославляют милосердие и величие Бога, встречи и соединения с Которым они ожидают во время Литургии — в таинстве Евхаристии. «Благослови, душе моя Господа и вся внутренняя моя Имя святое Его». Слово «внутренняя» обозначает скрытое внутри человека, в данном случае, —  его чувства, помышления, устремления воли. Здесь уместно вспомнить заповедь о любви к Богу, данную Спасителем,   — «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем  разумением твоим… » (Лк.10.27).

Слова «…исполняющаго во благих желание твое» можно понимать не только как исполнение благих желаний, но  и выражение пророчества о воскресении мертвых и «исполнение», то есть «наполнение содержанием, осуществление, упокоение» с праведными («во благих»), «желания твоего», то есть, устремленности твоего сердца, веры, и — самой души.

Продолжает это пророчество о воскресении следующая часть стиха — «…обновится яко орля юность твоя». Сравнение с орлом — это воспоминание о воскресшем из мертвых Иисусе Христе, благодаря Которому в будущей жизни праведник получает вечное обновление. Вообще, в представлении народов  Востока, орел — это таинственная, отважная (живущая в горах) птица. Она парит высоко над землей и, может быть, от сильных  холодных ветров быстро стареет, но каждый год «обновляется», вновь становится молодой и сильной (вероятно, обновляется ее оперение). Кроме того, считалось, что только орел среди всех других птиц способен смотреть на солнце, не закрывая глаза. Так псалмопевец  изображает восход души от земли на небо, в область вечного света, и этим, конечно, пророчествует о Христе, Чья Плоть первой воскресла нетленной во уверение и обожение (соединение с божественной природой Христа) всех нас.

«Благослови, душе моя, Господа, … благословен еси, Господи», — так заканчивается первый псалом-антифон  (антифон — значит, исполняемый на два хора поочередно, по одному стиху). Прозвучало первое «слово», сказанное на Литургии в прославление Господа Иисуса Христа. Шаг за шагом живописуемый образ становится все ярче, все ближе. Следующий антифон уникален тем, что в нем, в этом ветхозаветном тексте, написанном за тысячу лет до боговоплощения, пророчески  приводятся слова знаменитой нагорной проповеди Спасителя — перечисляются Заповеди Блаженств.


Назад к списку