"Господь решит окованныя"

Основная задача песнопений на Божественной Литургии — в словесной форме описать образ Господа Иисуса Христа и призвать нас к достойному, благоговейному, участию в Евхаристии. Второй антифон (песнопение, исполняемое двумя хорами попеременно) после малой ектении так и начинается— призывом: «Хвали, душе моя, Господа…»

В этом,  145-м,  псалме царя Давида кроме восторженного призыва к Богопоклонению содержится яркое описание свойств Божиих по отношению к нам, людям. Кого Господь любит, кого хранит, кого принимает? Каким словом можно обобщить этот перечень, чтобы удостовериться, — Какого Господа мы ждем, готовясь к Причастию?

«Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему дондеже есмь»,— торжественно обещает пророк, полагая условие, при котором может состояться встреча человека с Богом. Считается, что слова «живот» и «жизнь»— синонимы. Однако современное понятие слова «жизнь» несколько отличается от церковнославянского «живот». Мы понимаем «жизнь» как «форму существования материи», как «физиологическое существование всего живого», некое «время существования от начала до конца». Но в библейском контексте слово «живот» в полноте смысла обозначает «бытие (человека) в союзе души и тела». То есть, первый стих псалма, пожалуй, можно понимать так: «Буду прославлять Бога всей жизнью моей, — душой, и мыслями, и всеми моими поступками, — буду воспевать хвалу Богу моему пока («дондеже») существую!»

«Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть (в которых нет) спасения».  В этой фразе важно точно понять значение слова «надеятися», иначе может показаться, что пророк учит не доверять власть имущими и власти вообще. Но здесь речь идет не столько о «князьях» и «сынах человеческих», сколько о нас, когда мы, забывая о Боге, устраиваем жизнь по земным меркам, надеясь на людей. Фразу «не надейтися на князи» можно перевести как «не возлагайте чаяния, надежды, в том числе надежду на спасение души в вечности, — на тленного человека».

«Блажен (истинно счастлив), емуже (которому) Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего». Характеризуя Господа Бога в последующих стихах, пророк приходит к удивительному описанию. Господь «творит суд (защиту)  обидимым»,  «дает пищу алчущим», «решит окованныя», — то есть, освобождает от темничных уз (от оков греха), — «умудряет слепцы», «возводит низверженныя», «любит праведники», «хранит пришельцы (странников)», «сира (сироту) и вдову примет и путь грешных (в том числе, силу греха вообще) погубит». Не видим ли мы в этом описании Божьего милосердия — образ Самого Иисуса Христа?

Но еще важнее для христианина то, что перечисленные свойства Божии показывают нам путь к богоподобию. Хочешь быть с Богом? Стремись и сам быть таким. Однако и это еще не все. Если желаешь  обрести истинное общение с Богом, не страшись и ты быть… «обидимым», «алчущим», «окованным», «низверженным»,  — ради Христа. Эти слова являются предописанием Заповедей Блаженств, изреченных Спасителем через тысячу лет после пророчества Псалтири: «блаженны нищие духом …, блаженны  плачущии, …алчущии,… изгнани правды ради».

Милосердие Бога к своему творению, так же как и проявление свойств Божиих в людях, доказывают истину о том, что «Бог есть любовь»(1 Ин 4.8). Такого Господа чает душа причастника, пришедшего в храм на Литургию. Тем острее переживается эта истина в дни Пасхи, когда мы, можно сказать, воочию видим, как Бог возлюбил мир, как Он страдал, умер и воскрес для того, чтобы и нам показать «путь, истину и жизнь», чтобы и мы стали такими как Он. «Окованное» грехами человеческое естество «разрешилось» от темничных уз. «Путь греха погублен». Христос Воскресе!


Назад к списку