"Един сый Святыя Троицы"

После песнопения «Хвали, душе моя, Господа» на Божественной Литургии звучит особая песнь, посвященная Господу Иисусу Христу.  Она называется «Единородный Сыне».  Именно эта песнь переносит внимание молящихся от библейских текстов Ветхого завета  — к Новому, от пророчеств о Боговоплощении, выраженных в псалмах первых двух антифонов,  — к Заповедям Блаженств.

Песнь «Единородный Сыне» называют и песнью воплощения, и песнью, в которой вспоминается Богоявление (Крещение) Господа, когда Бог-Отец свидетельствовал о Своем Сыне. Несмотря на краткость, она богата по содержанию. В ней даже можно увидеть элементы полемики между православными и  монофизитами, признававшими во Христе  одну только божественную природу Христа, уничижая человеческую. Действительно, в песне «Единородный Сыне» утверждается, что Он изволил «воплотитися от святыя Богородицы..., непреложно вочеловечивыйся», а также — что Господь «един сый Святыя Троицы», то есть, является Богом.

Рассмотрим некоторые слова в этой песне, чтобы точнее понять ее смысл.

«Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый…» Слово «Сый» происходит от понятия «Сущий», то есть, Существующий, Вечный. Вообще, привычные для современного языка части слова  –ущ- или –вш-  в церковнославянском часто отсутствуют. Поэтому мы слышим здесь «безсмертен Сый», «изволивый спасения нашего ради», «смертию смерть поправый». На слух такие «сокращенные» слова можно понять не совсем точно. Например, «распныйся» можно воспринять как призыв, хотя на самом деле это слово прошедшего времени и обозначает «распявшийся».

 Фраза «непреложно вочеловечивыйся» также содержит несколько «сокращенное» слово — от «вочеловечившийся». А слово «непреложно» имеет особый смысл и обозначает «неизменно».  Этим мы подчеркиваем, что Сын Божий стал человеком, оставаясь при  этом Богом неизменно. Кроме того, «непреложность вочеловечения», пожалуй,  обозначает и то, что человеческая природа Господа не «растворилась» в божественной, как утверждали монофизиты.

Заключительные слова «Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу» свидетельствуют о том, что Сын Божий и Сын Человеческий, Иисус Христос, — Одно из нераздельных Лиц Святой Троицы и имеет равную честь и славу вместе с Богом-Отцом и Святым Духом. Только такой Бог — Богочеловек — может спасти грешную, поврежденную человеческую природу  каждого, кто прибегает к Нему в таинствах, молитве, богоугодной жизни.

Песнью «Единородный Сыне» прославляется Тот, Кто воплотился на земле, чтобы спасти человечество, Кто в таинстве Причащения желает соединить каждого с Собой, как источником благодати. Ради этого верующие собираются на Божественную Литургию, внимают, откликаются сердцем, крестным знамением, молитвой на исполненные духом слова, за которыми незримо присутствует и Сам Бог-Слово.

«Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы, и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся; распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас».


Назад к списку