После песни «Единородный Сыне» на Божественной Литургии звучат Заповеди блаженств, сказанные Спасителем в т.н. Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея, гл.5, ст.2-12). На Литургии их называют «Блаженны», потому что каждая заповедь начинается словом «блажени».
Мы хорошо знаем эти новозаветные заповеди, которые, в отличие от Заповедей Моисея, возвещают о высочайших духовных состояниях: «Блажени нищии духом…, блажени плачущии…, блажени кротцыи…, блажени алчущии и жаждущии правды…» Слово «блажени» переводится как «истинно счастливые», «достойные высочайшей похвалы».
Внимательно слушая Заповеди блаженств, необходимо четко понимать их смысл, иначе можно подумать, что христианство учит, например, всем становиться нищими, все время плакать, алкать и жаждать. На самом деле, «нищии духом» — это те, кто обо всем просят Бога и надеются только на Его помощь. «Плачущии» — сокрушающиеся о своих ошибках, грехах. «Кротции» — «кроткие», то есть, те, кто не отвечает злом за зло, а наоборот, готовы все претерпеть без гнева. «Алчущие и жаждущие правды» — стремящиеся к правде Христовой. Слово «правда» в церковнославянском языке имеет несколько значений: «законный поступок», «добродетель» (отсюда — «праведность»), а в высочайшем смысле — «оправдание грешника заслугами Христа». Вот какой правды должен алкать и жаждать настоящий христианин.
Чтобы во всей полноте понять смысл Заповедей блаженств на Божественной Литургии, обратим внимание на самую первую строчку: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Это не что иное, как слова благоразумного разбойника, который с сокрушенным сердцем поддержал Господа на Кресте и стал одним из примеров высочайшего смирения. Пожалуй, не случайно «Блаженны» начинаются обращением ко Господу. Мы как бы говорим: «Ведь именно Ты, Господи, первый исполнил все заповеди, проложив дорогу в рай каждому человеку, вплоть до разбойника, который свою нищету духа, кротость и милосердие (к Господу Иисусу Христу) засвидетельствовал крестной молитвой — «Помяни мя, Господи…»
Исполняя «Блаженны» на Литургии, мы молитвенно изображаем Самого Господа, Который был нищ духом, во всем полагаясь на Бога Отца, плакал, сокрушаясь о грехах человеческих, был кроток, никогда не отвечая злом за зло, алкал и жаждал правды, оправдания, спасения всего человечества ценой собственных крестных страданий — страданий Богочеловека.
В конце последней заповеди — «Блажени есте (слово «есте» обозначает «есть») , егда поносят (злословят) вам, и изженут (изгонят), и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради (говоря ложь)…» — звучат слова, которые обычно выделяют отдельно: «Радуйтеся и веселитеся…» После трудов и подвигов христианской жизни человеку открываются небеса, где он радуется и веселится вместе со всеми, кто стал верным учеником Подвигоположника Христа.
На Литургии этими словами как бы открывается тайна будущей жизни, которую можно познать уже сегодня, в храме. Господь готов наполнить радостью и веселия сердца верных, пришедших к Нему. «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех»!