"Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный"

Пение «Трисвятой песни» на Божественной Литургии содержит много тайн. Лишь на первый взгляд может показаться, что слова «Крепкий» и «Безсмертный» как бы определяют слово «Бог». Но если так, почему именно они чаще других звучат на богослужении?

История «Трисвятой песни»  переносит нас вглубь веков. Во время сильного землетрясения в Константинополе (438-439 гг.), когда по улицам города шел крестный ход, один мальчик невидимой силой был поднят на небо, где услышал и затем передал людям ангельскую песнь «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный». Народ подхватил эту песнь, прибавляя «помилуй нас», и землетрясение вскоре прекратилось.

Святые отцы усматривают прообраз «Трисвятой» в словах пророка Исаии: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф», и царя Давида: «...К Богу крепкому, живому» («безсмертному»).

Важно знать, что слова «Крепкий» и «Безсмертный»  — не просто эпитеты, характеризующие Бога, а имена Трех Лиц Пресвятой Троицы. «Боже» — Бог Отец. «Крепкий» — Слово Божие, Иисус Христос («Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор. 1:24)).  «Безсмертный» — Дух Святой, Который все наполняет жизнью. То есть, воспевая «Трисвятую песнь», мы по именам обращаемся к трем Лицам Пресвятой Троицы, а говоря: «Помилуй нас» (не «помилуйте»), утверждаем, что Бог Един (один).

Глубокий, таинственный характер «Трисвятой песни» находит отражение и в действиях священства в алтаре. Диакон, держа тремя пальцами орарь (широкую ленту на плече), тихо произносит: «Благослови, Владыко, время Трисвятаго». Священник благословляет его, после чего диакон, стоя перед Царскими вратами, возглашает: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны (нас)».

Во время же пения самого «Трисвятого» священник тайно произносит молитву, в которой есть такие слова: «…Сам, Владыко, приими и от уст нас, грешных, Трисвятую песнь, и посети ны благостию Твоею…» Затем оба идут к Горнему месту — пространству за Престолом, где на иконе изображен Иисус Христос. Этим символизируется духовное восхождение к Престолу Божию. Тем временем на середину храма выходит чтец, держа перед собой священную книгу апостольских чтений.

Если до этого момента Литургии мы обращались к Богу, то теперь, исходя из алтаря, через слова двух священных книг — «Апостола» и «Евангелия» — Слово Божие будет говорить нам. Оно скажет о «едином на потребу» — о том главном, что нужно узнать или вспомнить сегодня, будь то церковный праздник или память святого.

 «Трисвятая песнь» — пение ангелов на небесах. Шаг за шагом Церковь ведет нас от одной молитвы Литургии к другой, указывая на главное, что будет впереди, — встречу со Христом в Евхаристии. Образ, атмосфера и даже видимые очертания обстановки, в которой будет происходить Причастие, становятся все ощутимее, отчетливее. Вскоре после чтений Священного Писания (о прокимнах и чтении Евангелия мы говорили, рассказывая об Утрене) мы услышим следующую песнь, которая наполнена новым важным содержанием и особой красотой.


Назад к списку