"И духови твоему"

В конце «Трисвятой песни» Божественной Литургии на середину храма выходит чтец (иногда — диакон) с большой, блестящей книгой в руках. Эта книга называется «Апостол». В ней собраны тексты Деяний и Посланий святых апостолов для богослужения. Каждый день в Церкви положено читать отрывок (или несколько отрывков) из «Апостола». На Божественной Литургии такое чтение не только выражает смысл празднуемого события, но имеет еще одно, таинственное, значение.

Вообще, слово «апостол» переводится с греческого языка как «посланник». Выходящий из алтаря чтец с «Апостолом» в руках действительно выглядит как посланник, который только что, на виду у всех («Царские врата» в этот момент открыты) получил благословение, в данном случае, на некое важное задание от священника. Затем мы становимся свидетелями диалога между священником, диаконом, чтецом и хором.

Сначала говорит диакон: «Вонмем». Это слово обозначает «будем внимательны», «со вниманием будем слушать». «Мир всем», — возглашает священник, стоя возле Горнего (буквально — «вышнего», «небесного») места за алтарем. Слово «мир» обозначает «спокойствие», «тишина». Только в мирном расположении духа можно воспринять духовное содержание священных слов. «И духови твоему», — громко отвечает чтец от лица всех верующих. Здесь имеется в виду ответное пожелание мира «духови», то есть, душе самого священника. «Премудрость», — снова вступает диакон. Слово «премудрость» здесь выражает то, что сейчас вниманию молящихся будет предложено слово Премудрости Божией.

Далее чтец возглашает прокимен — стих из Священного Писания. «Прокимен» значит «поставленный впереди».  Хор, подобно радующимся ангелам на небесах, подхватывает прозвучавший стих и облекает его в мелодическую форму. Чтец читает следующую, новую строчку. Но хор «настаивает на своем», утверждая первую мысль. Затем чтец либо повторяет сказанное вначале, либо возглашает новый прокимен, и хор как бы соглашается с ним, повторяя те же самые слова.

В атмосфере торжества диакон еще раз напомнит: «Премудрость»! Среди воцарившейся тишины прозвучит название того отрывка из «Апостола», который собирается прочесть чтец. Например: «Соборнаго послания Петрова чтение». Слово «соборное» значит адресованное всем церквам, всему «собору», то есть, собранию верующих, а не какой-то определенной церкви, — например, «Римской» или «Галатийской», как у апостола Павла.

Торжественно прочитав сам текст послания, чтец вновь получает «мир» от священника и провозглашает: «Аллилуия»! Это слово переводится с еврейского языка как «хвалите Господа». Хор стремительно подхватывает: «Аллилуия», — и повторяет много раз, пока чтец произносит два или три стиха из священного писания. Затем, закрыв книгу, он возвращается в алтарь, исполнив свою посланническую миссию.

Если вспомнить о том, что священник во время богослужения символизирует собой Господа Иисуса Христа, то чтец «Апостола», — алтарник или диакон, — изображает посланников новозаветной проповеди, то есть, святых апостолов. По благословению Иисуса, апостолы нередко шли впереди Него, предваряя своего Учителя.  Так и на Литургии Господь шаг за шагом приближается к верующим, подготовляя их к участию в Евхаристии (Причащении). Но прежде того, как Он скажет на Тайной вечери: «Приимите, ядите…», пройдет три года проповеди. На земле Палестины звучало слово посланников Христовых — апостолов, но несравненно сильнее и убедительнее было слово Самого Христа. Вскоре на Божественной Литургии прозвучит и оно, превращая пространство храма в иорданскую долину, или древние палестинские города, или прибрежное галилейское плоскогорье. Услышим мы его или нет — зависит от нас. Ведь оно звучит вот уже более двух тысяч лет для каждого человека.


Назад к списку