«Яко под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем…» Таким возгласом священника начинается Великий вход на Божественной Литургии. Он сопровождается Херувимской песнью — особым песнопением, которое связывает в одно целое всех молящихся в храме. Вторая часть Божественной Литургии не случайно называется «Литургией верных». «Общее дело» (буквальный перевод слова «литургия» с греческого) стирает любые границы между людьми. Все исполнены веры.
«Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». «Мы, таинственно образуя собой Херувимов (ибо Херувимы — ближайшие Господни служители), и, припевая ангельскую Трисвятую песнь Троице (песнь непрестанного ангельского хваления — «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф»), подающей жизнь всему миру, ныне да оставим всякое житейское попечение».
Во время первых слов песнопения священник произносит молитву, в которой просит Бога очистить его душу и тело «от совести лукавыя». «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближатися, или служити Тебе, Царю славы…»
Затем священник и диакон трижды произносят Херувимскую песнь, включая и вторую ее часть: «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуия, аллилуия, аллилуия». «Чтобы поднять Царя всех, Который невидимо возносится ангельскими чинами. Аллилуия, аллилуия, аллилуия.» Слово «дориносима» (от греческого «дори» — копье) связано с древней традицией прославлять полководца, поднимая его на щите над множеством народа. Несколько ближайших к нему воинов поддерживали щит на копьях. Образ «дориносимого» Господа свидетельствует о Царе славы, Победителе, Которого окружают и сопровождают ангельские силы, а вместе с ними — мы, молящиеся в храме.
Через открывшиеся Царские врата можно видеть, как диакон совершает каждение Святого Жертвенника, алтаря и самого священника, произнося тайно 50-й псалом и покаянные молитвы. Аромат ладана символизирует благоухание молитвы, которую возносят люди к любящему их Богу. Возле жертвенника диакон принимает из рук священника воздух и дискос. Воздухом называется покров святых даров. По мнению литургистов, название «воздух» символизирует небо, окружающее все творение Божие. А дискос — это особое блюдо с изображением Младенца Христа и надписью: «Се Агнец Божий, вземляй грех мира».
Священник берет в руки потир — Чашу Евхаристии. Первыми выходят из алтаря свеченосцы, предваряя торжественное шествие. Во время Великого входа громко произносится молитва о том, чтобы Господь помянул во Царствии Своем весь сонм верующих, членов Святой Церкви, начиная от «Великого господина Патриарха» и заканчивая словами — «и всех православных христиан».
Ответив от лица верующих словом «аминь» (истинно, подлинно), хор допевает вторую часть Херувимской песни. Входя в алтарь, священник и диакон обращаются друг ко другу: «Да помянет Господь Бог священство (священнодиаконство) твое…» Поставляя на престол потир и дискос, священник произносит тропари воспоминания положения Христа во гроб. Священные сосуды покрываются поверх малых покровов воздухом, затем сам священник кадит их.
В конце Великого входа священник и диакон свидетельствуют о братской любви о Господе («Помяни мя, брате и служителю», «Той же дух содействует нам вся дни живота нашего»), ибо без мира душевного и любви невозможна чистота служения Богу, Который и есть Любовь. Получив благословение священника, диакон выходит к народу и произносит ектению, которая называется «просительной». Вторым прошением в ней звучат слова: «О предложенных Честных Дарех, Господу помолимся».