Божественная литургия заканчивается 33-м псалмом, который называется благодарственным. «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих…»
Фраза «выну хвала Его во устах моих» призывает нас непрестанно благодарить Бога. «Выну» переводится как «всегда». «О Господе похвалится душа моя, да услышат кротции и возвеселятся».
«Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе (вместе). Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя». По замечанию святых отцов, «возвеличивать Господа» необходимо не только словами, но и соответствующими делами и, конечно, помышлениями. А «взыскать Господа» мы можем стремясь исполнить заповеди Божии.
Далее царь Давид, называя себя нищим, говорит: «Сей нищий воззва, и Господь услыша и (его), и от всех скорбей его спасе и (его)». Молитва к Богу не будет иметь силы до тех пор, пока человек не научится обращаться ко Господу в «нищите духа». «Блаженни нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3). Всякое превозношение, мнение о себе как о «достойном» награды за некие добрые дела преграждают путь молитвы. А где смирение, — «нищета духа», — там «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их».
«Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань (на Него)». Здесь мы видим пророческое указание на Евхаристию как на особый источник благодати. Что же касается «упования», то оно не должно быть бездейственным, наоборот, — должно сочетаться с трудами и подвигами в делании добра.
Христианину важно правильно понимать значение слов «страх Божий», мысль о котором выражена в следующих словах: «Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения (ни в чем не имеют недостатка) боящимся Его». «Страх Божий» — это не ужас и раболепство перед тем, кто несравнимо сильнее тебя, но боязнь, происходящая из сыновней любви, — боязнь оскорбить величие Божие, Его милость и долготерпение.
Как же приобрести «страх Господень»? Вот что говорит пророк Давид: «Приидите чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек, хотяй живот (ищущий жизни вечной), любяй дни видети благи (желающий благоденствия)? Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и (вкуси плодов его)». Обратим внимание на то, что началом добродетели является преображение слов и мыслей — «удержи язык твой от зла». Если источником зла является худая мысль, то источником добра — благая.
Несмотря на множество скорбей в жизни христианина, «хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится». Здесь предсказывается о крестных страданиях Спасителя, чьи голени не были «сокрушены», как у двоих распятых с Ним разбойников. Под костями здесь еще следует понимать несокрушимость внутреннего душевного устроения праведников, а также то, что при будущем воскресении из мертвых человек восстанет так, будто и не знал тления, ибо Господь «хранит» внутренний состав человека и после его смерти.
Заканчивается псалом словами: «Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси, уповающии на Него». Затем священник благословляет паству, а хор поет «многая лета» Святейшему Патриарху, Преосвященнейшему митрополиту, братии храма и «всем православным христианам».
Литургия закончена. Мы выходим из храма. Впереди — дела и заботы. Получив Божию благодать, мы должны стараться жить так, чтобы ее не лишиться, сохраняя до следующего воскресного дня. По мысли святых отцов, литургия должна продолжаться и вне храма, непрестанно освещая души людей…