Все у вас должно быть благопристойно и чинно

   «Все у вас должно быть благопристойно и чинно», -— говорит христианам св. ап. Павел (1Кор.14,40). Для нашего поведения в храме во время молитвы эти слова Священного Писания являются главным правилом. «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем», —  так начинается молитва идущего в церковь, и она выражает то внутреннее настроение, с которым каждый молящийся готовится предстать перед Богом. С готовностью, с радостью все люди собираются в храмы каждый воскресный день, чтобы прославить Христово Воскресение. Придти необходимо вовремя, не опаздывая к началу службы. Осенив себя крестным знаменем, со словами «Боже, очисти мя грешнаго», войти в дом Божий, который есть церковь. Праздничная икона в центре храма приглашает нас на поклонение главному событию дня. Рядом с ней стоит подсвечник, на который приносятся свечи как жертвы светоносному празднику. Прилагая молитвы о милых сердцу людях или о других предметах наших забот, с крестным знамением поставляем мы свечи в знак теплоты и искренности нашей веры в исполнение благой воли Божией. С благоговением взирая на образы святых вокруг нас, присоединяем к молитвам праведников свои немощные мольбы и воздыхания. Начинается богослужение.

 Св. Иоанн Кронштадтский говорит: «Если бы все пастыри или священно-, церковнослужители и пасомые молились Богу искренно и дружно, единодушно, теми молитвами, какие произносит вслух нам или тайно совершает Церковь, то о чем бы не умолили мы Бога? Какого блага мы не имели бы, от каких страстей, от каких зол, бед и напастей не избавились бы? Молитвы эти самые мудрые, целесообразные, самые богоугодные, самые сильные, способные преклонить Господа ко всякому милосердию. Да даст нам всем Господь молиться Ему единодушно, искренно, сильно, не рассеянно!» Молитва «Господи, помилуй» часто призывает нас к покаянию, напоминает о благоговейном трепете души перед взором Судии всех — Бога. Образы Ветхого и Нового Завета мысленно проходят перед нами, когда читаются или поются священные песни, совершаются символические действия священнослужителей. Голоса певцов, слова чтецов, свет свечей, движения священников, звон колоколов и даже запах ладана – все сливается в едином устремлении ввысь, «горе», к Богу,  своим течением затрагивает сердце, проникает в душу, источает слезы. «В православном богослужении – всякая премудрость», — говорил в свою бытность покойный митр. Варшавский и всея Польши Василий. Оставив в храме тяжелый камень греховных недугов, выходишь после целования креста с легкостью душевной и умиротворенной совестью, и нет более радостного ощущения на свете.

     Любовь людей к церковному богослужению бывает велика до самоотвержения. Не один раз приходилось видеть как пожилые, согбенные болезнями прихожане с палочкой медленно шли в храм. Утомленные необыкновенными усилиями они тихо сидели на скамьях у стены или, прислонившись к колонне, с умиленным шепотом кротко молились. Некоторые из них уже почили, и блаженна их память, они стремились к храму до последнего своего земного дня, теперь их принял храм небесный.

       Когда мы предстоим в церкви пред Богом, — юные, молодые и старые, —  нас должно объединять одно стремление, одни чувства. Пусть они будут не одинаковые по содержанию, когда один плачет, другой в возвышенном настроении стоит просветленный, но пусть эти чувства будут исходить из глубины души. Никто да не отвлекает другого праздными разговорами и шутками, да не толкается опоздавший, не суетится многозаботливый. Не смотри по сторонам, чтобы отметить для себя кто что делает:  кто не там и не вовремя сел или  встал, или что-то сказал, или «неправильно» передал свечу и т.д. «Всякое житейское отложим попечение», — поет церковь. «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы», — говорит Христос.

03.02.2003 г.


Назад к списку