1 сентября по церковному календарю (14 сентября по гражданскому) – день церковного новолетия. В течение всего года совершается празднование важнейших евангельских событий, из которых двенадцать выделены как самые торжественные. Пасха, праздник Воскресения Христова, не входит в число этих двенадцати, а стоит особо среди других церковных дат и является «праздником праздников». Эти священные воспоминания, сменяющие друг друга, связывают жизнь христианина с Евангелием, поэтому церковный год можно считать исполнением евангельской проповеди. От Рождества Богородицы до Благовещения, от Рождества Христова до Богоявления, от Преображения до Воскресения мы следуем за дорогими сердцу событиями, погружаемся в евангельскую атмосферу, и тогда Евангелие становится современным для нас, библейское время становится нашим временем.
В день церковного новолетия читается отрывок из Евангелия от Луки (4,16-22), в котором рассказывается о начале проповеди Спасителя. В день субботний в синагоге города Назарета, городе Своего детства, Христос берет поданную Ему книгу пророка Исаии и готовится ее изъяснять. По иудейским правилам, всякий совершеннолетний мужчина мог иногда читать и толковать Священное Писание на молитвенном собрании. Библейский текст, выбранный Христом для чтения, был несомненно мессианский, т.е. содержал в себе пророчество о грядущем Мессии — Избавителе рода человеческого: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето (т.е. год) Господне благоприятное» (Ис.61,1-2). На этих словах Спаситель закрыл книгу Исаии и отдал ее служителю. Воцарилась тишина, — в Назарете впервые готовились услышать слово Христа, проповедь Которого уже прозвучала в других городах Галилеи. «Глаза всех в синагоге были устремлены на Него», – замечает евангелист. «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами», — прозвучала проповедь Господа. Пришло время исполниться пророчеству, Христос, Мессия, явился, спасение приблизилось.
«Писание исполнилось». Предсказанное в Ветхом Завете исполнилось в Новом. Описанное в Новом Завете исполняется в наше время. Круг церковных праздников установлен как свидетельство того, что Писание исполнилось, наступило время благоприятное для спасения души (2 Кор.6,2).
Сентябрь (лат. septem, семь) – седьмой месяц года, начиная с марта, первого весеннего месяца (в древности, первого месяца гражданского года, связанного с солнечным теплом и пробуждением природы) – символизирует седьмой день творческой недели Божией, в который Бог почил от всех трудов Своих (Быт.2,3). Этот седьмой день – время попечения Бога о спасении людей и о спасении сотворенного Им мира. Так седьмой месяц (по нашему счету девятый) становится началом отсчета церковных праздников, знаменующих торжество Евангелия, исполнение воли Божией о спасении рода человеческого.
Годичный круг церковных праздников можно разделить на три части. Первая, – от Рождества Пресвятой Богородицы до Рождества Христова, — изображает время до Пришествия Сына Божия на землю. В этой части церковного года, в течение рождественского поста, совершается память большинства пророков и праведников Ветхого Завета. Вторая, – от Рождества Христова до Вознесения, — описывает земную жизнь Христа Спасителя. Третья, – от дня Пятидесятницы до Успения Богородицы, —рассказывает о жизни первенствующей Христианской Церкви. В порядке великих праздников есть свои особенности. Так, Сретение стоит в феврале, после Крещения, поскольку встреча с Симеоном Богоприимцем состоялась на 40-й день после Рождества. Благовещение празднуется 25 марта (по церковному календарю), т.е. за девять месяцев до Рождества Христова (так что Благовещение в одном церковном году относится к Рождеству следующего года). Преображение Господне, следуя евангельскому изложению, было бы естественно совершать в феврале, за 40 дней до распятия Спасителя. Но тогда бы праздник совпадал с началом Великого поста, что затрудняло бы переход от подготовительных недель ко времени великопостного покаяния и плача. Поэтому Преображение положено совершать за 40 дней до дня Воздвижения Креста (14 сентября по церковному календарю), когда снова в году вспоминаются крестные страдания Христа и установлен строгий пост.
Соблюдение церковных праздников в течение года имеет особенное значение в жизни христианина. Митр. Вениамин (Федченков) еще в бытность свою студентом духовной академии спросил однажды у известного пастыря и чудотворца прав. Иоанна Кронштадского: «Батюшка, как вы смогли стяжать такую крепкую веру в Бога?» И получил ответ: «Я просто живу в Церкви». Тогда молодому студенту были еще непонятны эти слова. Но через много лет он понял, что имел в виду св. Иоанн. Жизнь в Церкви означает связь с ее богослужениями, с ее праздниками и постами, когда утвердившаяся уже за много лет привычка следить за порядком церковного календаря ведет от одного евангельского события к другому. Вот Рождество Богородицы, а далее – Введение и пост, Рождество Христово, Богоявление, а затем – пост великий, страстная седмица, Пасха и радость Пятидесятницы, и снова пост – Петровский, Успенский. Душа привыкает к этому ритму церковной жизни, без него она высыхает, вера становится книжной, фарисейской. Таким образом, Евангелие становится жизнью человека не только через чтение. Воистину церковный календарь проповедует лето Господне благоприятное.
28.08.2004 г.