Чтение Священного Писания является необходимой частью православного богослужения. «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью», – говорит св. апостол Павел (Колос. 3,16). Библия состоит из книг Ветхого и Нового Завета. В течение церковного года в храме прочитываются все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса, а также полностью или отчасти многие книги Ветхого Завета. Как во времена апостольские, когда, по свидетельству книги Деяний, слово христианской проповеди нередко сочеталось с ежедневным чтением Священного Писания (Деян. 17,11), так и теперь слово Божие звучит на церковном богослужении ежедневно.
Библейский текст читается в храме не по главам, а по особым тематическим отрывкам – «зачалам». Одно зачало может включать в себя целую главу или только ее часть, например, рассказ о каком-либо чуде, пророчество, притчу. Священное Писание читают на службе разные лица. Одни зачала читает священник, другие диакон, третьи чтец. Для удобства чтения привычная нам и достаточно объемная Библия разделена в церкви на несколько частей, каждая из которых представляет особую книгу.
«Евангелие» – самая главная часть Священного Писания Нового Завета, в которой изложены слова и деяния Господа Христа, содержит в себе повествования четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Евангелие обычно украшено красивым окладом, на лицевой части которого находится изображение Христа, воскресшего из мертвых, и лики четырех евангелистов. Слово «Евангелие» в переводе с греческого языка означает «Благая весть» – это проповедь о божественном достоинстве Иисуса Христа, которое явно открылось в Его тридневном воскресении. Евангелие находится в главной части храма – алтаре, на престоле, и символизирует присутствие в храме Христа, Сына Божия, Который в Священном Писании именуется также Словом Божиим (Ин.1,1).
«Апостол» – эта книга содержит другую часть Нового Завета, где помещен рассказ об апостольской проповеди (Деяния) и послания святых апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и 14 посланий апостола Павла. На православном богослужении не читается последняя книга Нового Завета Апокалипсис или Откровение апостола Иоанна. В этой книге, наполненной таинственным содержанием, запечатлены видения апостола Иоанна о Втором Пришествии Господа Иисуса Христа и конечных судьбах нашего земного мира. Поскольку эта книга не совсем легко воспринимается на слух и нуждается в толковании, то ее чтение за богослужением исключено. Достаточно руководствоваться учением о Втором Пришествии и конце мира, которое находится в Евангелии и апостольских посланиях. Впрочем, различные слова и образы из Апокалипсиса вошли в богослужебную поэзию и символику.
«Псалтирь» – это единственная богослужебная книга Ветхого Завета, полностью вошедшая в богослужение Новозаветной, Христианской, Церкви. «Псалтирью» на греческом языке называли струнный музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песнопения. В этой книге содержатся гимны, в которых прославляется попечение Божие о мире и человеке. Псалтирь, по сути, – это древнейший молитвослов, причем по глубине и поэтичности описываемых чувств, пожалуй, самый лучший из молитвословов. Недаром с давних времен христианские подвижники говорили: «Скорее солнце прекратит свое шествие по небу, чем остановится чтение Псалтири».
Из других книг Ветхого Завета практически полностью прочитываются Бытие, Притчи Соломоновы и книга пророка Исаии. Их чтение предлагается в течение Великого поста перед Пасхой с нравственной целью: пробудить в душе человека желание покаяться. На богослужении великих праздников также читаются отрывки из разных книг Ветхого Завета. Эти отрывки называются «паремии», что в переводе с греческого означает «притчи». Поскольку многие события Нового Завета прикровенно или явно предсказаны в Ветхом в форме прообразов или пророчеств, то естественно слышать на праздничной службе предсказание и радоваться его исполнению. Например, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) читается пророчество Исаии о рождении от Девы Еммануила, т.е. Богочеловека Иисуса (Ис. 7,10-15; 8,1-4, 9-10), пророчество Михея о рождении Христа в Вифлееме (Мих. 4,6-7; 5,2-4). На праздники Богородицы читается из книги Бытие видение Иаковом чудесной лествицы, прообразовавшей Божию Матерь, Которая рождением Божественного Сына соединила небо и землю (Быт. 28,10-17).
В церковном календаре на каждый год указываются ежедневные чтения из Священного Писания. Каждый христианин может подготовиться к слышанию того или иного библейского отрывка, прочитав его в своей домашней Библии. Сейчас имеются различные толкования и руководства к изучению слова Божия, которые помогают понять смысл богодухновенного текста. «Потому-то, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – церковный чтец, взойдя для положенных чтений (паремий, Апостола, Евангелия), наперед возглашает, чья книга, какого именно пророка или апостола, или евангелиста, а потом читает написанное ими, чтобы вы лучше заметили их и знали не только содержание, но и причину написанного, и того, кто сказал это».
Церковным уставом определяется порядок чтения книг Священного Писания за богослужением. Один порядок для чтения «Евангелия», другой для «Апостола», третий для «Псалтири», четвертый для других книг Ветхого Завета (паремий). Время и место чтения той или иной книги на службе соответствует важности ее содержания. Например, «Евангелие», заключающее в себе слово Христово, читается в торжественной обстановке. Ему всегда предшествуют возгласы: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим», «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия – Мир всем».
Библейские чтения в течение церковного года распределены таким образом, чтобы они звучали каждый день. К этим чтениям, которые носят название «рядовых», добавляются чтения установленные на тот или иной великий праздник. Особенным временем церковного года является Великий пост перед Пасхой, который имеет свой порядок чтения Священного Писания.
Как правило, на вечерних службах читаются отрывки из книг Ветхого Завета, а утром, на литургии, – из Нового Завета. Таким образом, вечером мы слушаем Псалтирь и паремии, а на утреннем богослужении — Апостол и Евангелие.
На Божественной литургии апостольские и евангельские зачала (см. «Воскресение» №12) читаются в паре: сначала отрывок из Апостола, затем отрывок из Евангелия. Эти пары нередко сходны по смыслу. Например, по субботам можно услышать из Апостола учение ап. Павла о соотношении ветхозаветного обрядового закона и новозаветного закона благодати, а из Евангелия — свидетельства о чудесных исцелениях, совершенных Христом именно в день субботний, в день строгого покоя по иудейскому обычаю. Точно так же и праздничные зачала. Например, на Рождество Христово из Евангелия читается рассказ о рождении Иисуса и поклонении волхвов (Мф. 2,1-12), а из Апостола – о воплощении Сына Божия и усыновлении Богу всех людей (Гал. 4,4-7). Когда на один день приходится несколько церковных праздников, тогда может читаться от двух до трех соответствующих пар. Например, воскресенье – это всегда праздничный день, «малая Пасха». В этот день уставом назначены определенные зачала апостольское и евангельское. Если в воскресенье приходится память какого-либо великого святого (св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца или других), который также имеет свою особую пару чтений, тогда читается первым из Апостола зачало воскресное, затем святого, также и из Евангелия, чтение воскресное и святому.
Праздник Христова Воскресения является началом годичного круга новозаветных чтений. От одной Пасхи до другой бывает разное количество дней, поскольку этот праздник подвижный, что придает порядку чтения Апостола и Евангелия в течение года свои особенности. О них будем говорить отдельно в другой раз. Само Четвероевангелие читается в такой последовательности. Евангелие от Иоанна начинается в день Пасхи и заканчивается на день Пятидесятницы, всего 67 зачал. После Пятидесятницы 17 недель читается Евангелие от Матфея, 116 зачал. Затем в течение 18 недель следует чтение Евангелия от Луки, 114 зачал. Евангелие от Марка читается в будние дни в течение последних 6 недель чтения Матфея и также в последние 6 недель чтения Луки до начала Великого поста. От начала Великого поста до Пасхи существует особый порядок евангельских зачал. Здесь преобладает евангелист Марк, 71 зачало. Апостол начинает читаться с книги Деяний (от Пасхи до Пятидесятницы), затем следуют 14 посланий св. ап. Павла и 7 т.н. «Соборных» посланий (Иакова, Петра, Иоанна и Иуды). Всего книга «Апостол» разделена на 335 зачал.
Паремии или чтения из Ветхого Завета в настоящее время читаются только вечером, накануне великих церковных праздников. Как правило, их полагается числом 3, и по содержанию они подбираются к каждому празднику свои.
Псалтирь, наиболее читаемая книга Ветхого Завета, полностью прочитывается каждую неделю один раз, а в течение Великого поста – два раза. Она разделена на 20 кафизм. «Кафизма» от греч. «кафизо», что значит «сижу», во время чтения Псалтири можно молиться сидя. Каждая кафизма, в свою очередь, разделена на три «Славы», т.е. разделена славословием Лиц Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа.
Так на богослужении в течение года читается Священное Писание. Этот порядок был составлен, когда еще мало кто имел возможность читать свою, домашнюю, Библию. Тогда книги переписывались вручную и стоили очень дорого. Знание же слова Божия необходимо всегда. И это знание у святых было удивительно глубоким и целостным. Приучить себя к церковному богослужению – значит хорошо узнать Священное Писание. Как говорит в одной из своих бесед свт. Иоанн Златоуст: «Кто регулярно ходит в церковь, тому достаточно года для приобретения богатого познания, ибо мы читаем Писание непрерывно».
29.12.2004г.