Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко

     Мы уже коснулись кратко порядка чтения библейских книг за богослужением (см. «Воскресение» №12, 2004 и №1, 2005). Для удобства чтения библейские книги соединены в три сборника: Евангелие, Апостол и Псалтирь. Эти чтения на каждой церковной службе меняются или чередуются в известном порядке. Но наш рассказ был бы неполон без упоминания о таких текстах Священного Писания, которые настолько глубоко вошли в состав православного богослужения, что совершенно слились с ним, стали неизменной его частью. Ведь Библия состоит не только из нравоучений, притч и исторических повествований, в ней имеются молитвы и хвалебные песни к Богу. Среди них есть такие, которые уже употреблялись на ветхозаветном богослужении в Иерусалимском храме и синагогах, и такие, которые находятся в книгах Нового Завета, ставшие уже отличительной чертой богослужения христианского. Действительно, невозможно представить себе наше богослужение без «Отче наш» (Мф.6,9-13) или «Богородице, Дево, радуйся» (ср. Лк. 1,42). То же можно сказать и о вдохновенной библейской молитве св. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко».

В сороковой день после Рождества Христова, 2 февраля по церковному календарю и 15 февраля по гражданскому, совершается праздник Сретения Господня. Главное содержание этого церковного праздника – воспоминание встречи св. Симеона, благочестивого старца, с Младенцем Христом и Его Присноблаженной Материю, Девой Марией. От этой встречи происходит и само название торжества – «Сретение», что значит «Встреча». В Евангелии от Луки, где находится описание этого события, приводится замечательная благодарственная молитва св. Симеона по случаю его встречи со Спасителем мира. По-славянски она звучит так: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля» (Лк. 2,29-32). Праведный Симеон узнал в Младенце Христе обещанного Богом Избавителя по той причине, что,  замечает евангелист, имел он в себе Духа Божия. За свою благочестивую жизнь он сподобился откровения, что не умрет пока своими глазами не увидит Христа. Эти обстоятельства объясняют нам его благодарственную молитву. «Теперь Ты отпускаешь меня, раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром. Потому что увидели глаза мои спасение всех людей, которое Ты приготовил, свет для просвещения язычников и славу народа израильского».

Начиная с III в. от Рождества Христова, эта молитва упоминается в составе вечернего христианского богослужения. В VII в. в последовании Вечерни палестинских монастырей (как читаем в известиях о св. Ниле Синайском) уже находим «Ныне отпущаеши» на привычном для нас месте вечерней службы: между стихирами и «Святый Боже». В одной рукописной Псалтири 862 г. молитва св. Симеона причисляется к другим библейским песням, таким как песнь Моисея (Исх. 15,1-19), Ионы (Иона 2,3-10) и проч. Последнее объясняет нам почему в древности «Ныне отпущаеши» читалось предстоятелем (епископом, священником, возглавляющим службу), а следующее за ним Трисвятое по Отче наш произносилось чтецом. Ведь библейские песни имеют характер пророческий, в связи с чем молитва прав. Симеона имеет особенную важность: это свидетельство о Спасителе, свидетельство, прозвучавшее еще прежде времени св. Иоанна Крестителя.

Вечернее богослужение, приготавливающее христиан к мирному отходу ко сну, не случайно содержит в себе молитву «Ныне отпущаеши». Молитва св. Симеона Богоприимца, который томился долгим ожиданием увидеть Спасителя и преклонными летами, – это молитва радостного и умиротворенного сердца, приобретающего вечный покой. И мы вместе с этим благочестивым старцем дерзаем говорить о своей встрече со Христом, приводя в особенности на память общение с Ним в таинствах, во Святом Причащении на литургии и других. Просим и для себя такого же мирного настроения, а за порогом смерти и вечного покоя, которого сподобился блаженный Симеон: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»

28.01.05.


Назад к списку