Будь свидетелем Воскресения Христова

«Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу», – поется на пасхальном богослужении. Почему в этом гимне мы говорим «Воскресение видевше»? Как могли мы увидеть эту великую тайну? Вера может очистить наше духовное зрение и возвысить наш взгляд над временем и пространством. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», – говорит св. ап. Павел (Евр.11,1). Пасхальная служба открывает перед взором молящегося главное событие евангельского благовестия: «Господь истинно воскрес» (Лк.24,34).

Святитель Филарет (Дроздов) митр. Московский, известнейший пастырь и проповедник Русской Церкви XIXв., в одном из своих пасхальных слов объяснил некоторые особенности православного богослужения на этот великий праздник. Последовательность евангельских событий и их таинственный смысл церковная служба изображает при помощи священнодействия и слова. «Кто мудр, тот заметит сие, и уразумеет милость Господа» (Пс.106,43).

«В полночь поспешила собрать нас Церковь для начала торжества, почему так? – спрашивает святитель Филарет и далее отвечает, – желательно было сблизить время празднования со временем совершения самого празднуемого события». А время Воскресения Христова нам не совсем открыто. Когда мироносицы при восходе солнца первого дня после субботы пришли ко гробу, то он уже был открыт, и ангел возвестил событие, уже совершившееся. Еще раньше сотряслась земля при гробе Господа, и ангел, отваливший камень от запечатанного входа в пещеру, привел стражу в совершенный ужас. Пещера уже была пуста. По свидетельству Самого Христа, Его Воскресение должно было быть тридневным, т.е. произойти на третий день. Получается самое первое время после полуночи между субботой и днем Воскресения.

Пасхальная служба начинается в полночь пением стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Святитель Филарет поясняет: «Ангелы узнали и прославили Воскресение Христово прежде людей, ибо люди узнали о нем в начале от ангелов». Чтобы как должно воспринять эту радостную весть из уст ангельских, необходимо иметь чистое сердце, как сказано: «Чистые сердцем Бога узрят» (Мф.5,8).

Однако, праздновать Воскресение Христа мы начинаем необычным чином: сначала выходим из храма в темноту ночи и становимся на западе перед закрытыми дверями. «Восхождение Христово, – продолжает свое объяснение митр. Московский, – началось не от гроба только, но и от ада; ибо, по крестной смерти Своей, Он был, как исповедует Церковь, во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог. Даже до ада низшел Он, и тамо сущую тму разрушил. До сего, хотя патриархи, пророки и праведники Ветхого Завета не были погружены в глубокую тьму, в которой погрязают неверующие и нечестивые, однако же и не выходили из сени смертной, и не наслаждались полным светом. Их души были близ дверей небесного чертога. Спаситель мира, после того, как в видимом мире распялся и умер, в мире невидимом даже до ада нисшел, и души верных озарил, и от сени смертной извел их, и двери рая и неба им отверз».

«Не примечаете ли теперь, каким образом сие невидимое Церковь соединила с видимым и одно в другом изобразила? Как бы вместе с обитателями невидимого мира, на западе, во мраке ночи, как бы в сени смертной, стояли мы перед закрытыми вратами храма, как бы перед затворенными вратами рая. Этим Церковь хотела сказать нам: так было до Воскресения Христова, и так было бы вечно без Воскресения Христова. Потом славословие Пресвятой Троицы и Христа Воскресшего, крест и кадило нам отворили врата храма, как бы врата рая и неба. Через эти знаки Церковь сказала нам: так благодать и сила Воскресшего, вера и молитва отверзают врата рая и неба. Горящие свечи в руках наших не только знаменовали свет Воскресения, но и в то же время напоминали нам о мудрых девах (ср. Мф.25,1-13) и возбуждали к готовности, со светом веры, с елеем мира, любви и милосердия, встретить Второе, славное пришествие Небесного Жениха в полунощи времен и найти отверстыми для себя Его царские двери».

Так в православном богослужении исполняется непреложный церковный закон: при помощи земного проповедовать о небесном. Торжественная пасхальная служба захватывает душу так, что «стоя на земле, на небеси стояти мним». «Вслед за ангелами вступили мы в торжество Христова Воскресения, – восклицает святитель Филарет, – с патриархами, пророками и праведниками соединились, как в рай и в небо, введены мы в церковь для празднования. Подумайте же, каково посему должно быть празднование наше! Не похороним духовную радость в веселии плотском и невоздержании дел греховных, кто не питает своего внутреннего света, тому мало надежды увидеть открытыми царские двери небесного чертога». Церковное богослужение имеет силу к преодолению времени и места, чтобы сделать человека свидетелем евангельского торжества, чтобы каждая душа стремилась к воскресению, восстановлению, обновлению.

 

18.04.05


Назад к списку