Главная святыня народа израильского – храм Иерусалимский – во время земной жизни Спасителя отличался великолепностью своих внешних форм, но его «святая святых» без ковчега завета была пуста.
В истории Иерусалимского храма различаются три периода. Первый храм, построенный Соломоном ок. 960 г. до Р.Х., был разрушен вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. Ковчег завета незадолго перед этим таинственно исчез. Второй храм был построен после возвращения из вавилонского плена в 516 г. при участии персидского царя Кира. Наконец, третий храм был построен царем Иродом Великим, который оставил после себя построек в Иерусалиме больше, чем какой либо его правитель за всю историю города. Жестокое правление Ирода оказало такое впечатление на его подданных, что иудеи говорили: после Иродовой реконструкции святости в храме стало в два раза меньше.
Между тем, именно этому храму было суждено принять в себя Храм Божества – Пресвятую Богородицу. Рождение Пресвятой Марии и начало поэтапного строительства нового храма произошли, можно сказать, одновременно. С 20 по 10 гг. до Р.Х. интенсивной реконструкцией руководил сам Ирод, нередко прибегавший к совету иудейской элиты. Все израильтяне, достигшие 20-летнего возраста, где бы они ни жили, должны были платить определенную подать на храм. Из 10 тысяч рабочих десятую долю составляли профессиональные каменщики, литейщики, художники, столяры. Во время грандиозных перестроек возрастала в храме и Преблагословенная Отроковица. В год освящения (10 до Р.Х.), достигнув 12-летнего возраста, Она была обручена Иосифу из Назарета и покинула храм Иерусалимский. Возможно, прав. Иосиф, будучи плотником, хорошо зарекомендовал себя во время реконструкции и обратил на себя внимание храмовых служителей своим благочестием.
Храм Ирода Великого по своей планировке предоставил больше места язычникам и прозелитам (новообращенным), чем было прежде. Со всех четырех сторон храмовой площади теперь отводились для них специальные галереи. Именно здесь обосновались различные торговцы животных и меновщики священных сиклей – денежной монеты для подати на храм. Перед каждым входом на стене висели грозные слова: «Ни один иноверец не имеет права войти за балюстраду, окружающую ограду храма. Кто будет застигнут в несоблюдении этого правила, того немедленно подвергнут смертной казни». Далее, за «красными воротами» внутри, с восточной стороны храмовой площади, под тенистыми навесами балюстрады находился притвор Соломонов, где часто собирались желающие послушать ученого раввина или благочестивого проповедника. Здесь Спаситель сказал в ответ книжникам: «Я и Отец – одно» (Ин.10,30). В центре открытой площади (дворе сынов Израилевых) находилось святилище, где приносились жертвы и святая святых. Это здание раввины любили сравнивать по форме со спящим львом. Перед входом в святилище висела богатая завеса, такая большая, что на ней было изображено звездное небо. Возможно, что Сама Пресвятая Богородица вместе с другими иудейскими девушками пряла эту драгоценную ткань. Декорация в виде виноградной лозы на одной из входных ворот храма могла послужить иллюстрацией к словам Христа: «Я есмь лоза, а вы – ветви» (Ин.15,6). Белый цвет мрамора и позолота в отделке святилища, мозаики галерей для язычников, резьба по кедровой крыше балюстрады, скульптуры и геометрические орнаменты (росписи храма велись до 28-30 гг. от Р.Х.) – все это дивно блестело и переливалось на солнце. Не зря один из учеников сказал Спасителю: «Учитель, посмотри, какие камни и какие здания!» (Мк. 13,1).
Но горьким был ответ Христа: «Видишь ли сии здания? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» (Мк.13,2). В 70 г. от Р.Х. римские войска под командованием Тита после тяжелой пятимесячной осады взяли и разрушили город. Храм был также разрушен. Его сокровища увезены в Рим. В 135 г. римляне строят на Сионской горе свой языческий храм. В 691 г., уже во время арабского владычества, на большей части бывшего некогда Иерусалимского храма строится мечеть Омара. Лишь один фрагмент древней храмовой стены возле ворот, которые вели из храма в город, сохранился до нашего времени, это т.н. «стена плача».
«Се, оставляется вам дом ваш пуст»,– эти слова Господа (Мф.23,38), сказанные об Иерусалиме, вместе с другими, сказанными Христом на виду храма – «восстаньте, идем отсюда» (Ин.14,31), – показывают, что внешнее служение не угодно Богу без внутреннего, без служения «духом и истиною». Как говорит в толковании на Евангелие бл. Феофилакт Болгарский: «Уразумеем, что ради нас Бог обитает в храмах, и когда мы делаемся безнадежными, оставляются Им и храмы».
06.11.05