Покланяемся страстем Твоим Христе

Неделя перед праздником Пасхи называется Страстной седмицей. Существует также древняя традиция именовать ее Великой, почему каждый ее день получил соответствующее название. Строго говоря, Страстная седмица не входит в число 40 дней Великого поста, а является особенным периодом накануне Пасхи. Начиная с Лазаревой субботы и Вербного воскресенья, церковное богослужение по порядку следует за евангельскими событиями, описывая последние дни земной жизни Спасителя.

В Великий понедельник на богослужении вспоминаются предательство Иосифа братьями (Быт. 37,11-36), читаются евангельские отрывки о проклятии бесплодной смоковницы (Мф. 21,18-43) и о суде Божием над Иерусалимом за богоотступничество, а также вообще о Страшном суде (Мф. 24,3-35).

В Великий вторник читается из Евангелия грозное обличение фарисеев и книжников (Мф. 22,36-23,39), и предсказанием о распятии заканчивается речь Господа о Страшном суде (Мф. 24,36-26,2).

В Великую среду вспоминается жена-грешница, помазавшая миром ноги Спасителя (Мф. 26,6-16), читаются слова Христовы о близости часа страданий и о твердости веры в Него (Ин. 12,17-50).

В первые три дня Страстной седмицы читаются также отрывки из Ветхого Завета. Это рассказ о Моисее и его чудесном избавлении от смерти (Исх. 1-2 гл.), рассказ об Иове и его страданиях (Иов 1-2 гл.), видения Иезекииля с призванием его идти на проповедь (Иез. 1,2,3 гл.).

С началом Страстной седмицы все храмовые облачения меняют на темные цвета. В Греции существует практика обвязывать темными покровами даже блестящие подсвечники и золотые оклады. В первые три дня служится литургия Преждеосвященных Даров, имеющая особенно покаянный характер. На этой литургии в среду последний раз читается покаянная молитв прп. Ефрема Сирина. Молитвенное настроение постепенно переносится с плача о грехах к плачу о страданиях Господа. Однако на фоне этой молитвенной скорби благовестием звучит близость славного Христова Воскресения.

В Великий четверг вспоминается установление Господом таинства Евхаристии. Литургия св. Василия Великого служится в соединении с вечерней. Освящается дополнительный Агнец для причащения больных на дому в течение года. Отметим также, что в этот день в давние времена существовал обычай присоединения к Церкви отлученных от нее на время покаяния (из разряда кающихся оглашенных, которые лишались возможности приступать ко Святому Причащению за совершенные ими грехи). В знак милости Божией и разрешения их грехов совершалось торжественное помазание кающихся маслом. В этот день сохранилась также древняя практика освящение мира (особого масла для Миропомазания при Крещении). Не от этого ли возникла позднейшая традиция совершать таинство Соборования, которое при совершении его над здоровыми приобретает смысл отпущения грехов (иногда неправильно называемых «забытыми»)? Во всяком случае, современная практика общего соборования в течение Великого поста восходит к традиции елеосвящения на Страстной седмице.

На вечернем богослужении в Великий четверг (по обычаю) совершается утреня с чтением 12 страстных Евангелий, т.е. отрывков из четырех Евангелий, наиболее полно описывающих последовательность событий от Тайной Вечери до положения тела Спасителя во гроб.

Богослужение Великой пятницы – это воспоминание распятия Господа. В этот день не служится литургия (бескровная жертва), т.к. изображается крестная жертва Христова. Чтения из пророка Исаии (Ис. 52-53 гл.) раскрывают пророческую картину о страдании Избавителя: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53,4-5). Главным событием Великой пятницы является вынос на центр храма святой плащаницы, т.е. иконы с изображением покоящегося тела Спасителя. Этот вынос совершается в соответствиями с местными традициями во второй половине дня пятницы. Перед святой плащаницей делаются земные поклоны.

Наконец, Великая суббота – это день покоя Христова. Спаситель как бы исполняет заповедь об успокоении от всех земных дел в этот день. Богослужение же длится целый день (по Уставу: ночью погребение плащаницы, утром изобразительны, днем литургия с вечерней, вечером чтение книги Деяний апостольских, около полуночи – полунощница). На литургии цвет облачений меняется на светлый (белый), перед чтением Евангелия поется стих «Воскресни, Боже, суди земли» и само Евангелие уже читается о Воскресении (Мф. 28,1-20). Существовала древняя традиция совершать в этот день святое Крещение, поэтому на литургии поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись, т.е. со Христом соединились).

Строгое пощение в последние два дня Страстной седмицы должно сочетаться с пребыванием на особенных церковных службах. Тогда светлый праздник будет подлинной радостью сердечной, не просто днем освящения крашеных яиц и куличей, но днем духовного рождения каждого православного христианина.

01.04.06


Назад к списку