Эти слова церковного песнопения, исполняемого на литургии во время входа с Евангелием, являются призывом к молитвенному действию. В известной степени они могут характеризовать внешнюю сторону православного богослужения вообще. Люди приходят в храм, чтобы совершить прославление Бога, Творца, Промыслителя и Спасителя мира, и прибегнуть к Его помощи в молитвах и таинствах. Однако перед порогом храма внешние действия не заканчиваются, но продолжаются и внутри в течение всей службы.
Слова входного стиха «приидите поклонимся и припадем ко Христу» перекликаются со словами псалма 94: «Приидите, поклонимся, и припадем, приклоним колена пред лицем Господа, Творца нашего» (Пс. 94,6). Вероятно этот псалом пелся у евреев перед началом утреннего богослужения в субботу, когда полагалось традиционное чтение Пятикнижия Моисеева. «О, если бы вы и ныне послушали гласа Его (Бога)», – восклицает псалмопевец, предполагая воспоминание слушателями многочисленных знамений попечения Божия о народе еврейском во время его странствования по пустыне (Пс. 94,7).
Уже в христианские времена в Константинополе существовала традиция начинать Божественную литургию в главном храме города – святой Софии – и продолжать ее торжественным крестным ходом с пением псалмов до храма в честь того святого, празднование которого полагалось в тот день по церковному календарю. Тогда с пением «Приидите поклонимся» входили в храм святого и продолжали в нем совершение торжественной службы. Одновременно с этим вступлением в храм народа духовенство входило в алтарь. Все приготавливались к слушанию Евангелия, которое тогда не лежало на престоле в алтаре, а хранилось вместе с другими богослужебными книгами в правом приделе церкви. Евангелие выносилось из этого придела и вместе со входом духовенства вносилось в алтарь. Так и сейчас при совершении входа на литургии износится Евангелие, что является знаком к приготовлению его слушания. Евангельское «Во время оно…» открывает перед слушателями картину земного служения Сына Божия, дьякон или священник в благоговейной тишине произносит слова Его божественного гласа…
Это некогда вступление в храм всего духовенства и народа, а сейчас только духовенства в алтарь, это видимое движение («приидите») сопровождается видимым же и поклонением. Поклонение это бывает обычно поясное (с крестным знамением). Земной же поклон полагается при вступлении в храм до начала богослужения, исключая воскресные дни. Именно он соответствует смыслу слов входного стиха «поклонимся и припадем».
Падение ниц выражает сознание человеком своего ничтожества перед лицом Творца. Так Авраам кланялся Богу у дуба Мамврийского, Моисей снимал обувь свою перед горящей купиною и Давид лежал на земле за содеянный с Вирсавией грех. Так же и всякий иудей делал земной поклон во время пения определенных каждому дню псалмов, которые прерывались громогласным звуком труб.
Соблюдая эту библейскую традицию, Церковь установила совершать вместе с молитвой и поклонение, обычно поясное, а в определенные времена и земное, нераздельно полагая вместе с видимым действием поклона и внутреннее смирение человека. Св. Василий Великий в 27 главе книги о Святом Духе говорит, что в первый день седмицы (наше воскресенье) Церковью отдается предпочтение молитве без земных поклонов в знак предстояния Богу в день будущего века, но не пренебрегаются и поклоны: «Каждым коленопреклонением и восстанием от земли на самом деле показываем, что через грех пали мы на землю, и человеколюбием создавшего нас опять призываемся на небо». Так видимое действие выражает духовное, невидимое действие («сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» – Пс.50,19), и служение видимое, телесное подчиняется служению в «духе и истине» (Ин. 4,24).
01.09.06