День Рождества Христова

 

Праздник Рождества Христова по церковному календарю совершается 25 декабря, а по гражданскому 7 января (как известно, расхождение объясняется разницей между т.н. «старым» и «новым» стилями). Дата празднования освящена древностью и многовековой традицией. Однако возникает закономерный вопрос об основаниях, которые послужили назначению этой даты, ведь в евангелиях не сообщается о дне Рождества. Более того, затруднительно обозначить и самый год рождения Спасителя. Каким же образом сделан расчет?

 

 

Какие имеются библейские свидетельства. В евангелии от Луки есть упоминание о переписи, бывшей при кесаре Августе, первой при Квиринии, правителе римской провинции Сирии (Лк. 2,1). Но такие хронологические указания были понятны только современникам. История сохранила известия лишь о переписи, которая была лет через десять после предполагаемого времени рождения Спасителя. Возникшее недоумение, кажется, разрешается предположением о двойном периоде власти Квириния в Сирии: одно время до Рождества Христова, другое после него (о некотором правителе, бывшем в Сирии дважды при имп. Августе, рассказывает надпись на одном римском памятнике).

Более надежной выглядит определение года Рождества по концу царствования иудейского царя Ирода Великого. Согласно свидетельству евангелиста Матфея именно в это время было поклонение волхвов, избиение младенцев вифлеемских и бегство святого семейства в Египет (Мф. 2 гл.). По информации, которая содержится в «Иудейских древностях» историка Иосифа Флавия, можно довольно точно датировать время кончины Ирода. Это будет март 750 г. по римскому счислению от легендарного основания Рима (соотв. 4 г. до н.э.). Значит, Христос родился за год или два до этого события, т.е. за 5 или 6 лет раньше принятого счисления от Рождества Христова. Точку нашего отсчета христианской эры определил в 525 г. римский монах Дионисий Малый. Его ошибку в определении года Рождества часто объясняют тем, что свои расчеты он делал по дате Христова Воскресения, за которую ошибочно принял воскресенье 25 марта 31 г. н.э.

Следует упомянуть об одной астрономической попытке определения года Рождества Христова. Ее предпринял ученый Иоганн Кеплер (1571-1630). В 1603-1604 г. он наблюдал соединение на небе трех планет Юпитера, Сатурна и Марса и сделал предположение на основании математических расчетов, что это соединение планет, которое бывает один раз в 800 лет, и было небесным знамением, виденным волхвами (Мф. 2,2). Кеплер сделал вывод, что Христос родился в 748 г. от основания Рима или в 6 г. до н.э.

Однако, если для определения года рождения Спасителя имеются некоторые исторические данные, то для определения дня таких данных не имеется. Известно, что традиция празднования 25 декабря – это традиция римских христиан. В одном древнем памятнике, «Хронографе 354 г.», содержащем списки римских консулов, префектов Рима и римских пап, имеется следующая запись: «При консулах Гае Цезаре и Эмилии Павле Господь Иисус Христос родился в 8 день до январских календ в пятницу 15 луны». Эта дата соответствует 25 декабря 1 г. н.э. Возможно, что Дионисий Малый был знаком с этой записью, поскольку исполнял обязанности библиотекаря. Но на основании чего была сделана эта запись, которая ошибочно относит 25 декабря 1 г. н.э. на пятницу (на самом деле, то было воскресенье, и возраст Луны был равен не 15, а 20 дням)? Очевидно, что не на основании хронологического расчета. Думается, что назначение этой даты имеет отношение ко дню распятия Христа. Древние христианские писатели – св. Иустин Философ (†ок. 166), Тертуллиан (†после 220) и Евсевий Кесарийский (†340) – упоминают о неких документах, касающихся жизни, учения, распятия и воскресения Иисуса Христа, будто бы составленных Понтием Пилатом. А св. Епифаний Кипрский (†403) говорит в своем сочинении о еретиках-четыренадесятидневниках, что они, ссылаясь на «Акты Пилата», утверждали будто Христос был распят 25 марта. По их представлениям этот день соответствовал 15 числу иудейского месяца нисана. Несмотря на то, что «Акты Пилата» (собственно один из списков этого документа, сохранившийся до наших дней) с полным основанием считаются подложными, знакомство с ними древних церковных писателей и ссылка на них последователей иудействующей секты, говорит в пользу их широкой известности и даже популярности. Но для нас здесь важны не сами эти относительные расчеты на основании документа сомнительной достоверности. Назначение даты связано с праздником, а установление самого праздника с выражением веры Церкви. Вера же Церкви состоит в том, что крестная смерть и воскресение Иисуса Христа послужили средством исцеления нашей падшей человеческой природы. На этот счет имеется известная библейская аналогия: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» (1 Кор. 15,47). Эта идея символической связи ветхого Адама и Христа устанавливает связь между сотворением первого человека и рождением Христа на земле, грехопадением Адама через непослушание и совершенным послушанием Богочеловека даже до смерти крестной. И если в некоторых странах в древности христиане считали день 25 марта днем земной кончины или распятия Христа, то он мог стать для них не только поводом к оценке тяжких следствий грехопадения первых людей, но и поводом к воспоминанию о земном рождении Спасителя. Так к священным воспоминаниям нашей Великой Пятницы (дня распятия) в первые века прилагались воспоминания Сотворения Адама и Благовещения.

Разница между 25 марта и 25 декабря составляет 9 месяцев – примерный срок беременности. Поэтому нетрудно представить себе связь Благовещения (25 марта по церковному календарю) и Рождества Христова (25 декабря). Благовещение собственно – это Боговоплощение, Рождество же – Богоявление. Известна древняя практика совершать праздник Богоявления 6 января. Эта традиция впервые появляется у египетских христиан и у василидиан – гностической христианской секты. Здесь к воспоминанию воплощения Христа присоединяется свидетельство Иоанна Предтечи. Январь у некоторых народов древности считался первым месяцем года и его 6 число избиралось не потому, что была известна какая-то историческая дата, связанная с жизнью Спасителя, а потому что в 6 день творения мира Богом был создан человек – Адам. Христос же, Второй Адам, является для спасения человечества в этот же день. Здесь мы видим опять определение даты по символическому объяснению связи самих событий. Богоявление (Крещение) 6 января в древности – это первоначально местная традиция. Что же касается праздника Рождества Христова, то в III в. в Риме он отмечался 25 марта (согласно св. Ипполиту Римскому). Можно полагать, что именно в Риме произошло разделение праздника Боговоплощения (25 марта) на Благовещение (25 марта) и Рождество (25 декабря). Во всяком случае, Рождество Христово 25 декабря – это именно западная, римская, традиция со всей определенностью выступающая в IV в. На христианском востоке ее приняли несколько позднее, в кон. IV – нач. V в., благодаря проповедям св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста.

Нередко объясняют происхождение праздничной даты Рождества Христова 25 декабря желанием римских христиан противопоставить свой христианский праздник языческим торжествам в честь Солнца, поскольку в декабре происходит поворот его к весне и удлинение светлого времени суток. Большой популярностью в Риме пользовался приходившийся на это время праздник в честь персидского бога Митры, культ которого включал в себя церемонии омовений в пещерах. То, что многие церковные праздники действительно как бы наслаиваются на языческие, – сам по себе факт достаточно очевидный. Однако, это не значит, что христиане, определяя ту или иную дату своего торжества, подстраивались под популярное языческое чествование. В основе расчетов, конечно, лежал свой миссионерский мотив, но более всего – желание подчинить ритм своей жизни воспоминаниям евангельских событий. Целостное восприятие всего того, что «нас, ради человек, и нашего ради спасения» совершил Христос, восполняло недостаток точных исторических сведений. Церковь свободно выбирала внешние формы, вкладывая в них свое богатое символическое содержание. Так было и с датой Рождества Христова. Бог воплотился, чтобы собрать новый народ, новый Израиль, и вывести его из рабства греха, – свидетельствует Церковь перед иудеем, и одновременно, – Христос есть Солнце Правды, – проповедует она язычнику.

25.12.06.


Назад к списку