Благословлю Господа на всякое время

 

Слова «благословение» и «благословлять» присущи церковному языку. Они часто звучат и на богослужении, и в быту христианской общины. Их частому употреблению соответствует и большое количество значений. Самое общее значение слова «благословлять» – отмечать достойное похвалы, говорить добрые слова в честь кого-либо. Таков смысл греческого eulogein («эвлоги?н»), от которого произошел славянский аналог. Но кроме этого «благословение» может означать пожелание всякого добра, напутствие, согласие, разрешение, передачу наследия, освящение, осенение крестным знамением. Такое разнообразие значений обусловлено библейским употреблением слова «благословлять». В древнееврейском языке это слово bera?k.

 

 

Подателем всякого благословения в Библии представляется Сам Бог. Его благословение первым людям – «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1,28) – это вместе и напутствие, и передача богатого наследия. Но кроме того благословение Божие может означать и особое Его попечение. Мы читаем как Мелхиседек, царь Салимский, сказал Аврааму: «Благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли» (Быт. 14,19). И это особое благословение Аврааму раскрывается как обетование о великом его потомстве. «Благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое как звезды небесные и как песок на берегу моря… и благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт. 22,17-18). В будущем вторая часть этого благословения откроется как рождение Спасителя – «Сына Давидова, Сына Авраамова». В эпизоде с приобретением первородства Иаковом (Быт.27 гл.) видим, что родительское благословение от отца к сыну передавало не только обетование Божие, но и известные права – «будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей». Благословение и проклятие как награда и наказание торжественно объявляются при вступлении народа еврейского, размножившегося потомства Авраама, в землю обетованную. «Благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего… а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего… и пойдете вслед богов иных», – возвещает пророк Моисей (Второзак. 11, 27-28). Благословение Божие не есть собственность только одного народа израильского, но он избран для распространения этого благословения другим народам: «Боже! Будь милостив к нам и благослови нас; освети нас лицем Твоим, дабы познали на земле путь твой, во всех народах спасение Твое. Да восхвалят тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все!»– восклицает псалмопевец Давид (Пс. 66, 2-4). В беседе с самарянкой Христос выразил это словами: «Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев» (Ин. 4,22). Эта надежда на спасение, наполнившая Иерусалим восклицаниями «Благословен Грядущий во имя Господне» при встрече Христа Грядущего на страдания, исполнилась евангельским благословением «Мир вам!» Христа Воскресшего. Чтобы подчеркнуть всю новизну и святость христианского богообщения ап. Павел заканчивает одно из своих посланий словами благословения: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор.13,13).

Прославление Бога за Его милосердие к людям есть важнейший мотив православного богослужения. Возгласом «Благословен Бог наш» начинается практически всякая церковная служба. Для литургии принят особый начальный возглас «Благословено Царство», указывающий на стремление приобщиться к горнему миру, Царству Небесному, которое утоляется в таинстве Причащения. Вместе со словами благословения сочетается и осенение крестным знамением, поскольку крест есть знак глубины и ширины любви Божией к человеку. Что начинается словами благословения, то совершается во славу Божию и приносит душевную пользу.

28.10.07.


Назад к списку