К сожалению, в деле освящения квартиры, дома, офиса, производственного помещения обычай нередко опережает сознание. Желание защитить свое здоровье и изгнать «нечистиков», приносящих разного рода проблемы, предлагает выбрать суеверному уму из ряда других магических действий известный церковный обряд. Будет освящать сосед, пожалуйста, за одно и я. А вот и мои ключи, если в мое отсутствие…
Возможно, со словом «освящение» также связываются превратные представления. Что-то вроде раздачи святости. Приобретение Божия дара по моему хотению.
Между тем, «освятить» значит выделить, отдать на служение Богу. В качестве церковного чина «освящение» означает действие, в котором предмет становится священным. Можно освятить икону, крест, воду. Если раньше мастер смотрел на продукт своего труда как на изделие, то теперь это священный предмет, священное изображение – перед ним молюсь, кланяюсь и его лобызаю. Если обычную воду пью, как хочу и когда хочу, то святую воду – с молитвой и натощак. Что же касается «освящения» дома, то в требнике этот чин имеет название «благословение» дома. У слова «благословение» есть разные значения (см. «Воскресение» № 11), в данном случае – это пожелание всякого добра, доброе напутствие. «Благослови, Господи, дом сей и исполни его земных Твоих благ», – поется при освящении дома. Собственно это молитва не о хорошей обстановке с мебелью, коврами и проч., а о людях, знающих цену домашнему покою, тихому семейному счастью.
Священнодействию предшествует некоторая подготовка. На каждой стене дома, соответственно каждой из сторон света изображается крестное знамение, рядом ставится свеча. На восточной стороне перед иконами ставится столик для священника, здесь небольшой сосуд с маслом (можно с обычным растительным) и записка о здравии с именами обитателей. Священник зажигает свечу перед образами, приготавливает святую воду и ладан. Все участники молитвы могут держать в руках зажженные свечи.
Кроме положенных по этому случаю молитв о покрове Божием над обитателями есть три действия: кропление святой водой, помазание маслом и каждение ладаном. Первое – приготовительное, священник обходит весь дом, кропит его, рядом идет один из хозяев, открывая двери и показывая путь. Это знак очищения, омытия, словно предпраздничная генеральная уборка. Второе – помазание маслом, для которого прежде читается специальная молитва. Это главное действие. Помазание означает обилие Божественной помощи, текучесть масла выражает щедрость, милость Божию. Оно совершается по крестам в определенной последовательности, чтобы священник, переходя от одного креста к другому сам, собою изобразил крест: с востока на запад и с севера на юг. Каждение ладаном видимым образом являет, как благодать Божия отныне наполняет это место.
Может быть прочитано и Евангельское зачало о Закхее (Лк. 19,1-10). Христос входит в дом сборщика податей Закхея, и тот настолько воодушевляется оказанной ему честью, что выражает готовность половину имения своего раздать нищим и вчетверо возвратить обиженным. Господь возвещает прощение его грехов: «Ныне спасение дому сему».
Чин заканчивается молитвой о благополучии обитателей (ектеньей) и многолетием.
Для чего же собственно предназначено освящение дома? Для большинства людей, понятно, что все действия направлены на защиту дома и его обитателей от бед и напастей. Не умаляя этой важной составляющей, хочется отметить, что освящение дома совершается по образу освящения храма. Там, конечно, читаются свои специальные молитвы, служится литургия, вместо обычного освященного масла помазывают стены миром и т.д. Храм есть здание со своей особой символикой, предназначенное для общественного богослужения и в первую очередь Евхаристии. В церкви молящийся по-особому близко ощущает присутствие Божие. Но и дома христианин совершает свои молитвы, и здесь на восточной стороне располагается семейный алтарь с иконами и разными святынями. И дома хочется мира, покоя и радостного переживания присутствия Божия. Покров Всевышнего и Его милость, как говорится в приуроченном к освящению дома чтении псалмов 90 и 100, бывают над тем, кто стремится к непорочной и праведной жизни, кто, подобно евангельскому Закхею, открыт для милосердия, кто именем Христовым не только хочет получать блага, но и отдавать их, жертвуя временными удобствами ради вечного небесного жилища.
Несколько трудных для понимания слов и выражений из чина освящения дома:
«Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится» (Пс. 90,1) – На ком пребывает помощь Всевышнего, тот живет под кровом Бога Небесного.
«Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися» (Пс. 90,4) – (Как птица) своими перьями и крыльями покроет тебя.
«Падет от страны твоея тысяща и тма одесную тебе, к тебе же не приближится» (Пс. 90,7) – Тысяча и тысяча тысяч людей падут рядом с тобой, но к тебе не приблизится опасность.
«И предитек возлезе на ягодичину, да видит, яко туде хотяше минути» (Лк. 19,4) – (Закхей поскольку был мал ростом) залез на фруктовое дерево (смоковницу), чтобы видеть, когда рядом пройдет (Христос).
«и во всем угобзити» (прошение на ектении) – и во всем ущедрить.
03.12.07.