Пустите детей приходить ко Мне

 

Христос, как известно, благословлял детей, которых к Нему приносили, говоря ученикам: «Не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк.10,14). Следуя этим словам, Православная Церковь не полагает препятствий для крещения детей даже в самом раннем, младенческом возрасте. Однако существующая практика детского крещения должна быть хорошо осмыслена. И не только потому, что внешние люди оспаривают ее библейскими цитатами. Кому неизвестна печальная статистика: на сто крещеных в лучшем случае приходится только один сознательный воцерковленный православный. Среди других причин такого положения находится практика детского крещения, поскольку за крещением зачастую не следует должного христианского воспитания.

 

 

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16,16); «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2,38); «Вот вода, что препятствует мне креститься? … – если веруешь от всего сердца, можно … – верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (Деян. 8, 36-37). Эти библейские места со всей ясностью показывают условия для принятия крещения, а именно раскаяние в греховной жизни и веру во Христа. Не менее значимой является и свободная воля крещаемого. «Бог от каждого ожидает искреннего произволения», – говорит св. Кирилл Иерусалимский (IV в.) готовящимся к принятию таинства. Младенцы, очевидно, не могут каяться, исповедовать Христа Господом и не выбирают, креститься им или нет. Однако отказывать в их крещении на этом основании, значит, поступать чисто рассудочно. Наверное, именно так поначалу делали и ученики Христа, препятствуя детям получить благословение. Но Господь сказал: «Таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10,14).

В Новом Завете описаны преимущественно обращения взрослых. Упоминаются крещения целых семей: сотника Корнилия, Лидии, темничного стража, Криспа, Стефана. О детях прямо не говорится. Однако обращение семьями рано или поздно поставило бы вопрос о крещении детей, в том числе рожденных в христианском браке. «Дети, – пишет апостол Павел, – повинуйтесь родителям своим в Господе», а родителям говорит: «Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6,1-4). Очевидно, дети были включены в христианскую общину, и возраст их крещения нигде в Писании не оговаривается. В пользу практики детского крещения говорит сравнение с ветхозаветным обрядом обрезания, совершаемым в младенческом возрасте (Кол. 2.11-13), учение об обновлении жизни и спасении от греха через крещение (Рим. 6,3-14). Поскольку первые христиане были знакомы с иудейской практикой, мог повлиять обычай омовения как взрослых, так и детей, обращающихся в иудейскую религию из язычества. Что для принятия крещения в ранней Церкви не существовало возрастных ограничений, свидетельствует св. Ириней Лионский во 2 в.: «Он (Христос) пришел спасти Собою всех; всех, говорю, которые через Него возрождаются в Бога: младенцев, детей, отроков, юношей, старцев» (Против ересей кн. 2; 22,4).

Вера, раскаяние и свободная воля являются объектами воспитания. С какого возраста считать, что сознание и воля ребенка готовы ко крещению? Евангельский пример 12-летнего Отрока Христа в Иерусалимском храме соответствует возрасту начального религиозного образования в традициях древнего Израиля. Однако иной ребенок и в 5 лет кажется сознательным, а иной и в 20 лет еще не пришел в меру своего возраста. Религиозность может иметь свое начало, свои этапы, свои возрасты. Способность к богообщению заложена в человеке с самого начала: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1,27). Это та общая основа, на которой в последствии созидаются религиозные убеждения, покаянное чувство и свободное стремление к добродетельной жизни. Пренебрегается ли все это практикой крещения младенцев? Нет. Если для взрослого человека имеются условия ДО крещения, то для детей есть условия ПОСЛЕ крещения. Рождение от «воды и Духа» (Ин. 3,5) восполняет рождение от христианских родителей. Христианское воспитание есть цель детского крещения. Вместе с тем, это есть и условие, соблюдать которое обязываются родители, и крестные выступают здесь в качестве поручителей. От того, насколько сознательно сами взрослые относятся к таинству, зависит смысл практики крещения младенцев. Хотя такое объяснение не только не снимает, а скорее увеличивает напряжение вокруг этого вопроса. «Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести», – говорит апостол Петр (1 Петр. 3,21). Подготовить участвующих в таинстве родителей и восприемников в этом направлении есть обязанность священника.

06.09.08.


Назад к списку