Кто же будет крестным?

 

Как известно, при совершении православного крещения нужны крестные или восприемники. Когда родители выбирают крестных для своего ребенка, то обычно ищут их среди своих родственников или знакомых. К сожалению, религиозность и знание будущими крестными основ веры далеко не всегда соответствует степени их дружественного отношения к ребенку. Баюкая малыша в своих объятиях, понимают ли восприемники, что при крещении они выступают в качестве поручителей за его христианское воспитание? Когда в банке оформляется кредит, то выбор поручителей не является простой формальностью, это всем известно. Имеет значение и возраст поручителя, и его заработная плата. Точно также и при выборе крестных имеет значение сознательность их веры и степень воцерковленности.

 

 

 

Здесь полезно будет вспомнить, каким образом появилась необходимость участия при крещении поручителей. Оказывается, что восприемники появились сначала при крещении взрослых, а не детей. Это были люди из христианской общины, которые приводили к принятию таинства Крещения своих знакомых. При этом они свидетельствовали перед епископом или священником о серьезности намерения желающего креститься. Тогда начиналась подготовка к вступлению в Церковь: проводились беседы о вере, и происходило знакомство с христианским богослужением. После этого приготовления, которое называлось оглашением, проверялось насколько хорошо оглашенный усвоил правила христианской религии. Все это время восприемник сопровождал готовящегося ко крещению. В день крещения он также был рядом с ним. Затем новопросвещенный становился полноправным членом христианской общины и проводил христианскую жизнь, уже имея о ней достаточное представление.

Насколько же это отличается от современной практики, когда иные нареченные крестные родители желают принять крещение вместе со своими духовными чадами! Увы, увы, приходится слышать, что крестными выбираются иноверцы или даже совсем далекие от религии люди. Понятно, что при крещении детей их родители являются самыми лучшими поручителями христианского воспитания. Но чтобы была ясна серьезность отношения Церкви ко крещению младенцев, приглашаются дополнительные люди. Они держат ребенка при крещении, они дают христианские обеты во время диалога, отрекаясь от жизни греховной ради жизни христианской, и, свидетельствуя о знании Православия, читают Символ веры. Выбирая крестных, очевидно, надо иметь ясное представление об их готовности следовать религиозным традициям. Что ж, оказывается, что этот выбор совсем не простое дело. Понятны затруднения родителей, которые сами редко ходят в храм и имеют соответствующий круг родных и знакомых. Возможно, им будет полезно знать, что для крещения достаточно только одного восприемника (по полу крещаемого). Обычай иметь двух крестных родителей проник в Православную Церковь из католичества. Также, вопреки встречающемуся мнению, крестные родители могут вступать в брак между собой. Ничто не мешает друзьям или родственникам быть восприемниками детей друг друга. Главное, чтобы крестные были совершеннолетними православными христианами, которые знали бы и могли объяснить православный Символ веры. Кто всерьез понимает свои обязанности, не поленится посетить беседы перед крещением для родителей и восприемников, которые должны проводиться во всех православных храмах.

Однако спросят: «Имеются ли какие-нибудь библейские основания для существования института крестных?» Прямых указаний на этот счет в Писании не имеется. Но пример апостолов Христовых свидетельствует, что они считали всех рожденных благовествованием своими духовными детьми. Св. ап. Павел крестил в общине г. Коринфа всего несколько человек (1 Кор. 1,14-16), но адресовал свое послание целой общине как своим детям (1 Кор. 4, 14-16). Также поручался апостол за Онисима перед Филимоном. Таким образом, Священное Писание знает кроме родственных, иные, особые духовные узы.

29.10.08.


Назад к списку