Христос и закон Ветхого Завета

 

Праздником Сретения Господня заканчивается ряд церковных воспоминаний о рождестве Спасителя. Согласно закону Моисееву, после исполнения сорока дней очищения Богомладенец был принесен Пречистой Девой в Иерусалимский храм для посвящения Богу. В качестве законной жертвы были даны два голубя и два голубиных птенца. Благочестивый старец Симеон, многие годы ожидавший Мессию, по вдохновению пришел в это время в храм. Он взял на руки Богомладенца и произнес торжественные слова, которые стали церковным гимном: «Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко, яко видеста очи мои спасение Твое…», а затем пророчески сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многим во Израили, и в знамение пререкаемо» (Лк. 2,34). Почему же Христос стал камнем преткновения для почитателей Ветхого Завета?

 

 

 

Совершая праздник Рождества Христова, Церковь свидетельствует о рождении Христа из рода Давида и в городе Давида Вифлееме. Праздники Обрезания и Сретения свидетельствуют об исполнении святым семейством обрядовых предписаний иудейского закона. Далее, Отрок Иисус ежегодно вместе с родителями приходит в Иерусалим на праздник Пасхи, что соответствует правилу Ветхого Завета (Втор. 16,16). Когда Христос совершает Свою проповедь, то для Него было обычаем посетить субботнее собрание в синагоге и сказать здесь Свое слово. Иногда в Его адрес бросали упрек: «Не от Бога этот человек, потому что не хранит субботы» (Ин. 9, 16). Однако, какое именно правило о почитании субботнего покоя нарушил Христос? В этот день Он исцелял больных, говоря «можно в субботы делать добро». Исцеление – это дело милосердия Божия, прощение грехов, причины человеческих болезней. Никакая заповедь о субботнем покое не запрещает заботу о здоровье ближнего, и сама подлежит отмене, когда есть опасность для человеческой жизни. Христос мог в субботу сделать комочек из земли, чтобы вложить его в глазницы слепого, или сказать расслабленному «возьми свою постель и ходи». Это могло рассматриваться как запрещенная в субботу работа. Однако и тут не все бесспорно. Во времена Спасителя подобные вопросы часто становились предметом обсуждения между школами ученых раввинов. Они производили разбор частных случаев и соотношение их с главными принципами хранения субботы (иудейские учителя находят только в одной Торе до 1560 запрещенных работ). В таком контексте слова и дела Христа не отменяют день покоя, а учат, как правильно его соблюдать.

Иисус выступает против тех или иных толкований законов Ветхого Завета, которые составляли устное предание и включали различные суждения авторитетных раввинов («предание старцев»). Казуистика этой т.н. «устной Торы» отвергается Христом как человеческое произведение, зачастую противоречащее заповедям Божиим. Впрочем, некоторые записанные в Пятикнижии Моисея правила (напр. о разводе) Он объясняет как дань человеческому жестокосердию. Это, конечно, не могло нравиться всем Его слушателям из иудеев, но, тем не менее, находило живой отклик у многих.

«Не думайте, – говорит Христос, – что я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5,17-18). Как говорит бл. Иероним о проповеди Господа: «Сам Законоположник не разоряет законов ветхих, но придает им большую строгость». Возможно, и одежда Спасителя напоминала о законе, поскольку к ее краям были пришиты кисти «цицит» (это предполагается из описания случаев исцеления от Его «краев одежды» многих больных в Мк. 6,56 и кровоточивой женщины в Лк. 8, 44).

Очевидно, само учение Христа могло быть воспринято в контексте Ветхого Завета и ему не противоречило. Сложность заключалась в Его Личности. Как замечает евангелист Матфей: «Народ дивился учению Его: ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф.7,28-29). Исследователи Нового Завета обращают внимание на характерные для речи Иисуса слова: «Истинно, истинно говорю вам» (в слав. «аминь, аминь глаголю вам»). «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу как только через Меня», – говорит Христос в прощальной беседе с учениками (Ин.14,6). Старейшины иудейского народа осудили Христа не за Его учение, а за богохульство, «потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Ин.19,7). Это замечание обвинителей хорошо показывает, что именно они отвергли в евангельской проповеди. Здесь же, в требовании у Пилата смерти для Христа, говорится: «Мы имеем закон и по закону нашему Он должен умереть». Формальное осуждение Праведника на смерть согласно закону только показывало его ветхость, мертвящее действие буквы на нравственную силу. Пролилась кровь Нового Завета, и на смену ветхому утвердился закон любви и свободного самопожертвования.

Праздник Сретения Господня приходится близко ко времени Великого поста. Тем самым как бы дается понять, что за наружным исполнением обрядовых предписаний должно следовать внутреннее принятие Самого Бога Слова, божественное достоинство Которого открывает пасхальное благовестие.

31.01.09.


Назад к списку