Пощение же не для чрева, но для души

 

В неделю о блудном сыне читался отрывок из послания ап. Павла к Коринфянам, который начинается словами: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). Эти слова как нельзя лучше характеризуют христианское отношение к телесному посту. Сама по себе «пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8, 8). Однако питание легко обращается в удовольствие, когда можно вкусно поесть или когда можно много поесть. Это уже не на пользу: «Ничто не должно обладать мною». Тяга к телесному покою, расслабленности, праздности нередко есть следствие неумеренного питания. Христос наставлял учеников господствовать над страстями и побеждать их «молитвою и постом» (Мф. 17, 21).

 

 

Телесный пост известен и в Ветхом Завете, и в Новом Завете, но в истории Христианской Церкви он получил свое развитие и по времени занимает около трети всего года. Это четыре многодневных поста (Великий, Петровский, Успенский и Рождественский) и однодневные посты: среда и пятница каждую неделю, Крстовоздвижение, Усекновение Главы Иоанна Предтечи и некоторые другие. Телесный пост заключается в воздержании от мяса и другой пищи животного происхождения, рыба также не всегда разрешена. Поэтому уместно сравнить церковную практику с библейской нормой поста.

Для иудеев в Библии указан только один постный день. Это день покаяния – Йом Киппур 10 тишри по иудейскому календарю (по нашему счету в конце сентября). Накануне с заходом солнца запрещается всякая еда и питье. В Ветхом Завете известны примеры поста, подъятого в частном порядке или по частному поводу. Так пророк Илия питался хлебом и водой в течение 40 дней (3 Цар. 19, 4-8), и израильтяне под предводительством Ездры постились перед возвращением в Иерусалим (Езр. 8, 21). Из Нового Завета известно, что фарисеи постились дважды в неделю (Лк. 18, 12): в четверг, по их мнению, Моисей взошел на Синай для заключения Завета с Богом, а в понедельник он сошел с горы, пробыв на ней 40 дней. Кроме того, находим в библейской традиции правила кашрута или разделения пищи на чистую и нечистую. Эти правила, конечно, являются частью общего закона, чтобы избранный народ не смешивался с иноплеменниками. Хлеб и вино, приготовленные чужаком считались нечистыми. Можно было вкушать только мясо животных с раздвоенными копытами и жующих жвачку. Причем эти животные должны были убиваться специальным образом, чтобы у них вышло как можно больше крови. «Чистые» животные умершие естественной смертью или от раны считались «нечистыми». Чистой была только та рыба, которая имела чешую. Из птиц нечистыми были только некоторые виды хищников (орел, сокол, ястреб).

В апостольское время постепенно произошел отказ от следования иудейским традициям кашрута и поста (Рим. 14, 14). Вместе с тем, апостолам приходилось сталкиваться с традициями воздержания у христиан из язычников. Стоики, например, воздерживались от мяса, предпочитая растительную пищу. В обыкновении у язычников было также окроплять пищу кровью жертвенных животных. Поэтому ап. Павел успокаивает совесть христиан, вкусивших идоложертвенное по неведению, и вообще призывает не стеснять себя иудейской разборчивостью (1 Кор. 8, 4-7; 10, 25-27). Однако он опасается, чтобы эта свобода не приводила к спорам: «Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест» (Рим. 14, 2–3). Не полагая особых правил в отношении к роду пищи, апостолы, конечно, учили умеренности в питании (Рим. 13, 13; 1 Петр. 4, 3), и в известных случаях постились сами как апп. Павел и Варнава при посвящении перед выходом на проповедь (Деян. 13, 2-3; 14, 23).

В развитии правил христианского поста имела свое значение практика подготовки к празднику Воскресения Христова. Известно, что это приготовление длилось первоначально всего несколько дней. Однако это был пост с совершенным отказом от пищи. Он сохранился, например, в Великую Пятницу. С удлинением времени Великого поста до периода оглашения тех, кто готовился принять святое Крещение, т.е. до 40 дней, воздержание стало ограничиваться только количеством и родом пищи. «Постановления апостольские» (III в.) уже упоминают пост в среду и пятницу, а также запрещают поститься в субботу и воскресенье (VII, 23).

Конечно, на развитие поста оказало большое влияние монашество, ведь подвижники древности, такие как св. Антоний Великий (IV в.), вкушали практически только хлеб и воду. Уподобление ангельскому образу жизни, требовало лишь самой необходимой нормы питания для сохранения земной жизни. Согласно монашескому уставу пост не отделяется от молитвы. Без богомыслия и воздержания чувств телесный пост не приносит пользу. Во время поста следует помнить слова христианского учителя Тертуллиана (II в.), что пощение бывает не для чрева, но для возвышения и очищения души.

03.03.09.


Назад к списку