Елей помазания

 

В течение Великого поста в некоторых храмах совершается таинство Соборования или Елеосвящения. Это священнодействие предназначено для больных. В традициях Православной Церкви — соборовать не только тяжело больных, но всех, имеющих недуг душевный или телесный, осознающих, что причиной страдания являются грехи. Сам Христос сравнивает склонность человека ко греху с болезнью, говоря: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2, 17).

 

 

Традиция елеосвящения в Великом посту, вероятно, восходит к практике помазания маслом кающихся накануне праздника Пасхи в Великий четверг или в Великую субботу. Кающиеся или, как их еще называли, оглашенные за некоторые явные грехи отлучались на определенное время от Святого Причащения и церковной молитвы. По исполнении положенного срока их принимали в общение, помазывая маслом в знак прощения и примирения. Со временем эта практика прекратила свое существование. Соборование же теперь стало совершаться для всех желающих как выражение сугубого раскаяния.

Употребление масла в церковном богослужении разнообразно. Им заправляют лампады. Тогда масло становится символом торжества, «елеем радости». В Таинстве Миропомазания оно является знаком христианского посвящения, знаком изобилия подаваемых для совершения христианской жизни благодатных даров. Наконец, в Таинстве Соборования помазание выражает надежду на милосердие Божие, на помощь исцеляющей силы. Некоторое сходство греческих слов «элеос» (милость) и «элеон» (масло) дает повод к толкованию помазания как знака прощения.

В Священном Писании встречается использование масла для разных целей. Оно применяется для помазания царей и священников (миро), горит в лампадах ветхозаветного храма, с ним смешивается мука хлебного жертвоприношения. Маслом и различными благовониями натирается тело умершего. Кроме того, елей имеет не только ритуальное употребление, им мажут голову во время летнего зноя, предлагают для помазания гостей, чтобы оказать им большую честь. Вместе с тем, масло применяется и в лечебных целях, чтобы смягчить раны (Ис. 1,6; Лк. 25, 34). Известно, что царь Ирод, прозванный «Великим» не только за свои грандиозные постройки, но и столь же великие преступления, в конце жизни тяжело заболел, и врачи, надеясь исцелить его, погрузили его в ванну, наполненную теплым маслом, что, однако, чуть не ускорило его кончину. Важно отметить, что при лечении имелись в виду не только естественные свойства масла. Оно было знаком очищения. По свидетельству Писания, когда исцелится больной проказой, ветхозаветный священник должен был засвидетельствовать его выздоровление и совершить особый ритуал. Он приносил в жертву овна, кропил елеем семь раз перед жертвенником и затем помазывал им исцеленного (Лев. 14, 12-20). Во времена Спасителя помазание маслом больных иудейскими старейшинами было весьма распространено. При этом масло служило для сообщения жизненной силы, ведь согласно иудейскому преданию, едемское древо жизни источало елей бессмертия. В Новом Завете находится свидетельство, что апостолы помазывали маслом недужных, и те исцелялись (Мк. 6,13). О существовании этого обычая в Христианской Церкви ясно говорит ап. Иаков: «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Обычай помазания маслом больных, имеющий свое происхождение от апостолов, с течением времени получал свою устойчивую форму и дополнялся. Сначала епископы или священники совершали его на дому. Существовала также практика приношения елея для освящения в храм, чтобы потом дома помазывать себя или своих близких. Затем стал преобладать обычай совершать соборование в храме. Больные шли сами или их приносили в церковь, чтобы они участвовали в вечернем богослужении, пребывали в храме всю ночь и на следующий день соборовались и причащались. От этого времени в чине елеосвящения сохранился особый молебный канон и стихиры – принадлежности общественного богослужения. Обычным число соборующих священников сначала было три, а затем семь, хотя, в крайнем случае, было достаточно и одного. Собрать такое количество было возможно только в больших, соборных храмах. Практические неудобства, связанные с продолжительным пребыванием больных в церкви, вернули практику соборования на дому. Однако помазание в храме сохранилось как местный обычай в больших монастырях и кафедральных соборах. Число помазания маслом – семь, также библейское. Оно напоминает о семи дарах Духа (Ис. 11, 2-3) или о семи целительных погружениях Немана в воды Иордана (4 Цар. 5, 14). Поскольку Соборование связано с сознанием греха, дети до семи лет не могут в нем участвовать, а взрослым накануне полезно принять таинство Исповеди.

21.03.09.


Назад к списку