Храмовое богослужение довольно продолжительно, но вместе с тем обладает определенной внутренней подвижностью, чтобы внимание не притуплялось монотонностью службы. Чтение сменяется пением, изменяется характер мелодий, некоторые молитвы поются или читаются попеременно двумя хорами или двумя чтецами. На Всенощном бдении замечателен в этом отношении канон или особое последование из 9-ти песен. К сожалению, движение людей, вызванное помазанием маслом на центре храма, иногда отвлекает внимание от этой важной части богослужения. Есть каноны, которые читаются и на домашней молитве, например, в Правиле ко Причастию. Знакомство с библейской основой канона поможет его лучшему восприятию.
В настоящее время канон представляет собой 9 песен, каждая из которых начинается ирмосом (греч. «связь»), затем следуют короткие возгласы-молитвы в честь празднуемого события или святого, которые сопровождаются чтением (реже – пением) тропаря, раскрывающего смысл молитвенного обращения. После 3, 6, 9 песней положены особые молитвы, называемые кондаками, седальнами, икосами, светильнами или эксапостилариями. Эти названия имеют формальное литургическое назначение, по содержанию же все эти молитвы раскрывают суть празднуемого события, указывают на свойства тех лиц, к которым обращена наша молитва.
На первый взгляд в каноне прямо не присутствуют библейские тексты. Однако, если сравнить содержание ирмосов со всеми другими молитвами канона, то сразу бросится в глаза их несоответствие друг другу. Ирмос песни говорит об одном событии или чаянии, вспоминая при этом некоторые библейские истории, например, переход евреев через Чермное море или трех юношей в пещи вавилонской из книги Даниила, а тропари и припевы – о действиях Промысла Божия в позднейшей христианской истории. Дело в том, что исполнение песен канона с течением времени претерпело определенные изменения. Изначально на богослужении пелись стихи 9-ти библейских песен, а именно 2 песни пророка и боговидца Моисея (Исх. 15, 1-19; Втор. 32, 1-43), песнь Анны, матери пророка Самуила (1 Цар. 2, 1-10), пророков Аввакума (3, 1-19), Исаии (26, 9-19), Ионы (2, 3-10), песнь трех отроков в пещи вавилонской (Дан. 3, 26-90, переведена из греч. Библии, отсутствует в русскоязычных версиях), песнь Пресвятой Богородицы (Лк. 1, 46-55) и свящ. Захарии, отца св. Иоанна Предтечи (Лк. 1, 68-79). К каждому стиху библейской песни полагался короткий припев. Затем к восьмой и девятой песням были прибавлены тропари с прославлением того или иного церковного праздника. По дням недели также стали прибавлять тропари: в понедельник – к 1-й песне, во вторник – ко 2-й, в среду – к 3-й и т.д. Появился т.н. трипеснец – самый древний вид канона (т.е. тропари к одной из песен по дню недели плюс к 8-й и 9-й). Трипеснцы читаются теперь только в будние дни Великого поста. К IX в. благодаря расцвету гимнотворчества, связанного с деятельностью преподобных Иоанна Дамаскина, Федора Студита, Космы Маиумского, все песни канона приобрели тропари и ирмоса. Однако, на этом изменения не прекратились. С XVI в. стихи библейских песен стали опускаться, они сохранились только в дни Великого поста. Остались ирмоса, припевы и тропари. Канон получил свой современный вид.
О содержании опущенной библейской песни напоминает теперь ирмос, который исполняет хор. Ирмоса у разных канонов бывают разные, меняются слова, меняются мелодии (всего 8 гласовых мелодий), соответственно и содержание библейской песни передается несколько по-разному. Для 1-й песни многие ирмоса заключают в себе прославление величия Божия, выраженного в словах боговидца Моисея «Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением». 2-я песнь Моисея по своему содержанию имеет грозный, обличительный характер: «Господь будет судить народ Свой», поэтому читается Великим постом ради пробуждения покаяния. В остальное время года она опускается совсем, и после первой сразу следует 3-я песня, в которой звучит радостное славословие Анны: «Возрадовалось сердце мое в Господе… Господь унижает и возвышает». Эта библейская песнь имеет глубокое сходство с песней Пресвятой Богородицы. Ирмоса 4-й песни выражают молитвенное ожидание Аввакума: «Ты (Господи) выступаешь для спасения народа Твоего». На пятой описываются ожидания Исаии: «Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя с раннего утра». На шестой предстает образ волнующегося моря и вспоминается молитва Ионы во чреве огромной рыбы: «Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего». Ирмоса 7-й песни, как и тропари, зачастую заканчиваются славословием трех юношей: «Благословен Бог отцов наших», а восьмая продолжается прославлением все тех же юношей: «Благословите Господа все дела Его, пойте и превозносите Его во веки». 9-я песнь начинается благодарственной молитвой Пресвятой Богородицы с припевом «Честнейшую», затем следует ирмос, напоминающий о пророческой радости Захарии: «Господь Бог посетил народ Свой и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего».
Таким образом, начало каждой песни канона отсылает нас к молитве того или иного библейского святого, приводит иногда отдельные отрывки или передает образы, наполненные высоким молитвенным духом. Не случайно один из древнейших канонов, Великий покаянный канон прп. Андрея Критского, в своих ирмосах почти дословно повторяет некоторые стихи библейских песен. Ожидание праведников Ветхого Завета исполнилось в христианской истории. Молитвенное прославление святых нового времени сливается с гимнами древности, чтобы утвердить исполнение Промысла Божия о спасении мира во все времена.
02.03.10.