О празднике Святой Пасхи

 

В ряду православных праздников Пасха занимает самое главное место. Она является праздником по-преимуществу, как поется в службе, Воскресение Христово есть «праздников праздник и торжество из торжеств». Такое значение Пасха приобрела потому, что благодаря событию Воскресения стали возможны вера и надежда христианские. «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша»,—говорит св. ап. Павел (1 Кор. 15,14). Действительно, что еще может лежать в основании веры нашей как не вера во Христа воскресшего, Который открыл Божество Свое победой над смертью. «В одних праздниках,  — учит свт. Иннокентий Херсонский, — выражается преимущественно твердость и чистота веры, в других особенно открывается благодеяние любви и добродетели, в иных ощутительнейшим образом просиявает высота и святость упования христианского. Но Воскресение Иисуса Христа совмещает в себе эти качества в самой высокой степени. Оно есть высочайшее торжество веры, ибо им утверждена, возвышена, обожена вера наша, есть высочайшее торжество добродетели, ибо в нем самая чистейшая добродетель восторжествовала над величайшим искушением, есть высочайшее торжество надежды, ибо служит вернейшим залогом обетований самых величественных».

 

 

Однако именно Пасха по своему содержанию является сегодня мало понятным праздником современному сознанию. Крашеные яйца, творожные пасхи и пышные куличи — более осязательные свидетели торжества чем праздничное приветствие «Христос воскресе — воистину воскресе!» Заботы о столах поглощают время, отведенное для участия в богослужении Страстной седмицы, отвлекают от более важной подготовки ко святому Причащению. Но самое печальное то, что редкий человек черпает в великий день Святой Пасхи силы для своего духовного возрождения. Каждый понимает, что важно быть крещенным в Церкви, что Крещение дает силы для начала христианской жизни, но ведь это таинство совершается троекратным погружением, что означает трехдневную смерть и воскресение Христово. В этом заключается связь между личным (пусть даже детским) крещением каждого и общим праздником Пасхи. Всякий раз в день Воскресения происходит обновление крещенских обетов о соединении со Христом. «Христос из мертвых —  восстаньте с Ним и вы, — говорит свт. Григорий Богослов, — Христос во славе Своей — восходите и вы, Христос из гроба – освобождайтесь от уз греха, отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый: «кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5, 17), обновляйтесь».

Воскресение Христово для нас также событие во многом пророческое. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его», — поясняет св. ап. Павел (1 Кор.15,23). Смерть стала неотвратимым последствием человеческого грехопадения, так сказать, наследством от Адама. Перед смертью бессильны врачебное искусство и философские теории, только Бог Своим действием может преодолеть ее. Поэтому в Священном Писании мы находим свидетельства о воскрешении мертвых (сына моавитянки, дочери Иаира, сына вдовицы, праведного Лазаря). Но воскресение Иисуса Христа превосходит эти чудеса, так как все те люди после своего воскресения умерли, а Христос пребывает с нами во век. Пасха знаменует наше будущее после земной кончины. Святой апостол Павел говорит: «Все мы изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе.., ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему облечься в бессмертие.., тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор. 15,51-55). Христос воскрес первый, Он показал образ воскресения нашего, которое произойдет при Втором Его Пришествии.

Таким образом, Пасха Христова является одновременно и личным праздником каждого. С воскресения и обновления начинается христианская жизнь (в таинстве Крещения) и наполняется она ожиданием «воскресения мертвых и жизни будущаго века».


Назад к списку