Из книг Нового Завета в православном храме во время богослужения не читается только книга Откровения (греч. «Апокалипсис») св. ап. Иоанна Богослова. Эта книга наполнена устрашающими видениями конца земной истории грешного человечества и впечатляющими откровениями будущей славы праведников на обновленной земле. Повествование насыщено различными образами, сравнениями и символами. Целый ряд диковинных зверей-чудовищ напоминает пророческие видения из книг Даниила и Иезекииля. Присутствует также и символика чисел. Например, 7 указывает на полноту, совершенство, а 12 – число колен израилевых – на избранный народ Божий. Книга представляет собой послание семи малоазийским церквям с пророческим указанием об имеющих прийти скоро событиях конца, чтобы христиане были тверды в своем исповедании и ожидали скорой славы Господа Иисуса.
Апокалипсис был включен в канон (список книг) Нового Завета довольно поздно, несмотря на то, что в пользу его подлинности имелись достаточно ранние свидетельства. Первым упомянул «Откровение Иоанна» св. Иустин Философ в Диалоге с Трифоном иудеем (сер. II в.). Неясно, понимался ли под этим Иоанном св. ап. Иоанн Богослов. Более определенно говорят об апостольском авторстве Апокалипсиса св. Ириней Лионский и Тертуллиан (нач. III в.). Однако св. Дионисий Александрийский (сер. III в.), не умалявший достоинства книги Откровения, отрицал ее принадлежность св. ап. Иоанну на основании языковых данных. Действительно, если Евангелие и Послания ап. Иоанна написаны хотя и простым, но правильным греческим языком, то Апокалипсис содержит много грамматических ошибок, например, в употреблении падежей, которые сразу режут слух образованного эллина. Немалые сомнения вызывало также учение о тысячелетнем царстве праведников перед последним Судом (т.н. «хилиазм» - Апок. 20). Эти особенности книги определили неоднозначное к ней отношение и в IV в. Если св. Афанасий Великий в своем перечне книг Св. Писания в 367 г. называет и Апокалипсис, то около того же времени св. Амфилохий Иконийский говорит, что Откровение Иоанна многими считается неподлинным. Сюда нужно прибавить еще, что такой авторитетный толкователь Библии как св. Иоанн Златоуст (†407), немало говоривший о кончине мира, антихристе и Суде, ни разу не ссылался на Апокалипсис. Как следствие этого настороженного отношения к таинственным видениям ап. Иоанна в богослужении Восточной Церкви так и не утвердилось уставное чтение Откровения.
Можно встретить утверждение, что круг литургических чтений сформировался раньше разрешения сомнений в подлинности Апокалипсиса, поэтому его чтение якобы и не нашло себе места в церковном году. Однако порядок апостольских и евангельских чтений формировался на протяжении столетий. Если распределение воскресных и праздничных зачал в течение года можно отнести в Восточной Церкви к IV-V в., то порядок чтений для будних дней был утвержден позднее, по преданию, св. Софронием Иерусалимским (†641). Затем в системе чтений долгое время происходили изменения и перестановки, пока в X-XI в. в Константинополе они не приобрели свой окончательный вид, который стал известен и на славянских землях. За такой большой период времени на Востоке не проявляется особого интереса к Апокалипсису. Известно только одно авторитетное его толкование, принадлежащее св. Андрею Кесарийскому (VI-VII вв.). Если посмотреть на количество греческих рукописей Откровения и других книг Нового Завета, то заметно такое соотношение: рукописей Евангелия известно почти в 10 раз, а Деяний и апостольских посланий в 2 раза больше чем рукописей Апокалипсиса.
Иное отношение видно на Западе. Здесь Апокалипсис упоминается в числе канонических книг на Иппонском соборе 393 г. и Карфагенском соборе 419 г. (33 пр.). С этого времени, вероятно, начинается и богослужебное употребление Откровения. Но чтение не сразу стало здесь повсеместным и общепринятым. В этом отношении показательно 17 правило Толедского собора (Испания) 633 г.: «Решением многих соборов и синодальных декретов римских предстоятелей книга Апокалипсис приписывается евангелисту Иоанну, а также определяется, что она должна быть принята в состав божественных Писаний. Но поскольку есть многие, которые не признают ее авторитет и пренебрегают ее чтением в церкви, впредь да будет отлучаться всякий, кто ее не признает или не читает от Пасхи до Пятидесятницы во время Литургии». С этого времени чтение Апокалипсиса точно фиксируется и сохраняется до сих пор в Католической Церкви и некоторых протестантских конфессиях.
Современные православные библеисты отмечают, что в самом тексте Откровения заметно его литургическое употребление. Здесь есть и обращение чтеца (1, 1-2), и благословение предстоятеля (1,3), и возглашение адресата (1, 4-5), и славословие (1, 5-6), и различные песнопения (напр. 4, 8.11; 5, 12.13). Указывают также, что понимание Апокалипсиса не будет адекватным без изучения его исторического фона. Книга была написана, вероятнее всего, во время гонения при Домициане в 90-95 г., в ее символике отражаются исторические реалии, как, например, пресловутые три шестерки, указывающие на гонителя христиан императора Нерона. Наконец, признается необходимым сравнение Откровения св. Иоанна Богослова с иудейскими апокалипсисами, которых сохранилось до нашего времени около 15. Это сравнение показывает сходство и различия, помогает уяснить образы и символику, обусловленную историческими обстоятельствами форму выражения и непреходящий смысл Откровения. Он заключается в том, что беззаконие конечно, что терпение временных страданий будет вознаграждено вечным блаженством, и, что самое главное, как учат нас «малые апокалипсисы» в Евангелиях (напр. Мк. 13), нужно всегда бодрствовать душой, чтобы с надеждой встретить грядущее явление Христа.
03.05.11.