Добро и зло

 

Вопрос. Уважаемая редакция! Хочу попросить вас разместить ответ на вопрос, который, возможно, интересует многих людей. Мне недавно его задали, и я смог лишь как-то путанно ответить. Это вопрос о том, почему Бог попускает беды и несчастья Своим поклонникам, а люди злые, гонящие добро, продолжают жить как бы безнаказанно.

 

 

Ваш читатель А.Т.

Ответ. Любому человеку, наверное, трудно отвечать на вопрос, поставленный Самому Богу. В каждом отдельном случае объяснение иногда открывается в тех или иных обстоятельствах дела, но на вопрос такого общего плана лучше всего поискать ответ в творениях святоотеческих. У св. Иоанна Кассиана Римлянина († 435 г.) как раз есть рассуждение по этому поводу (Собеседование шестое о борьбе со скорбями). Он начинает его так. В Палестине, между Иерусалимом и Мертвым морем, разбойники напали на один из монастырей и жестоко разорили его. Возникает естественный вопрос: как Бог мог попустить такое зло для Своих верных служителей? В книге пророка Малахии этот людской ропот передается словами: «Тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его… И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы» (3, 14-15). Ответ на эти сомнения в значительной степени зависит от того, как мы различаем добро и зло.

Действительно, что есть «добро» и «зло» в нашем бытовом сознании? Добро — это зачастую земные блага, т.е. здоровье, карьера, достаток, а зло, в таком случае есть лишение всего этого. Но преподобный Иоанн Кассиан предлагает иное рассуждение. Он делит предметы и явления на добрые, злые и средние (т.е. не злые и не добрые). Добро есть исполнение заповедей Божиих или добродетель. Зло — это нарушение заповедей или грех. Среднее между ними мы можем назвать добром или злом только по качеству его использования. Например, библейский Иов был богатым и почитаемым человеком с большой семьей. По-нашему, он имел все блага. Но как он пользовался ими? Он каждый день приносил жертвы Богу за детей своих, желая, чтобы они были угодны не ему, их отцу, но Богу. Дверь его дома была открыта всякому приходящему, он был словно нога для хромых и око для слепых. Сироты видели в нем своего родителя, а вдовицы смотрели на него как на своего защитника. Он даже в сердце своем не радовался несчастьям своего врага (Иов, гл. 29). Таким образом, его богатство и положение, будучи сами по себе еще не добро и ни зло в отношении заповедей Божиих, стали величайшим благом по причине его добродетели. И то же самое богатство и положение стали для евангельского богача из притчи о богаче и Лазаре величайшим злом и погибелью по причине страсти жестокосердия (Лк. 16, 19-31). Таким образом, говорит св. Иоанн Кассиан, земные блага не есть добро или зло сами по себе, но употреблять их можно либо на добро, либо во зло. И даже более того, само зло в смысле лишения земных благ может по причине добродетели становится добром. Так, все тот же Иов, лишившись и детей своих, и богатства, и положения, и здоровья, вопреки всем своим бедам стяжал терпение и не произнес ни одного слова неблагодарности. «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1,21). Он избежал греха на самом дне своего несчастья и страдания его были, как известно, вознаграждены.

Затем св.Иоанн Кассиан переходит к случаю с разорением монастыря. Что с того, что какой-то разбойник лишил жизни игумена раньше того срока, который был положен ему его естеством? От этого праведник не потерпит никакого ущерба: долг смерти он уплатил своим преждевременным страданием. Но это нисколько не извиняет его убийцы. Так, предательство Иуды Искариота не может быть оправдано тем, что невинная смерть Христа была обращена Богом во спасение всему человечеству. Его поступок все равно служит ему осуждением.

Таким образом, «любящему Бога все содействует во спасение» (Рим. 8,28). Приобретение земных благ без добродетели приносит зло человеку, а их лишение не становится злом для праведного. Выгоды, приобретенные нечестным путем, не составляют подлинного добра, а наслаждение ими губительно. Настоящим злом и несчастьем будет лишь потеря веры и надежды на Божий Промысл, а все остальные беды можно обратить во спасение, — учит нас прп. Иоанн Кассиан Римлянин.

                                 Опубликовано: «Воскресение», №3, март 2012 г.


Назад к списку