Ты иерей во век по чину Мелхиседекову

 

В некоторых православных храмах можно видеть за престолом икону Христа в епископском облачении с митрой, саккосом и омофором. Здесь представляется та мысль, что Христос есть Великий Архиерей, Первосвященник. В Евхаристическом приношении хлеба и вина Он одновременно выступает и как Жертва, и как ее Совершитель, «приносяй и приносимый», по выражению церковной молитвы.

 

 

В одной из книг Нового Завета, Послании к Евреям, которое представляет собой настоящий богословский трактат, особо раскрывается тема о Первосвященстве Христа. В этом послании, которое в церковной традиции именуется Павловым скорее по духу, нежели по букве, говорится о превосходстве Христа над ангелами, о Его более высоком служении, чем у пророка Моисея. Автор останавливается на известном псаломском стихе «Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» (Пс. 109,4) и сравнивает Христа с Мелхиседеком, царем и священником города Салима (древнего Иерусалима).

Упоминание об этом лице в истории праотца Авраама очень краткое, но вместе с тем не лишенное священной торжественности (Быт. 14, 18-20). После победы над четырьмя враждебными племенными вождями (библ. «царями») Авраам возвращается домой и принимает благословение от Мелхиседека, который вынес победителю хлеб и вино (знак гостеприимства). Со своей стороны Авраам дает ему десятину своего имущества (жреческую долю). Из этого эпизода в Послании к Евреям делаются несколько прообразовательных выводов. Во-первых, Авраам, праотец еврейского народа, смиряет себя перед Мелхиседеком, принимая у него благословение. Во-вторых, священство Мелхиседека выше будущего священства Ааронова, поскольку все будущие иудейские священники были еще «в чреслах Авраама», когда он отдал Мелхиседеку десятину, т.е. их будущее содержание по закону Моисея.

Обозначив таким образом значение библейского царя и священника, автор послания уподобляет Христа Мелхиседеку. Он говорит, что Христос по плоти не происходил из священнического колена Левиина, но из Иудина, однако Он получил Свое священство от Бога, минуя закон Моисеев, как в свое время Мелхиседек. И священство Христово поэтому отличается от иудейского законного священства. Ведь священники поставлялись в Ветхом Завете для приношения жертв за грехи всего народа. Их нужно было много, потому что люди смертны, и на место умершего священника должен был стать его потомок, чтобы продолжать это служение народу. Самым важным обрядом очищения грехов было кропление кровью жертвенного животного во Святая Святых иерусалимского храма, которое совершал раз в год только первосвященник. Однако Христос совершил большее. Он вошел со Своей собственной жертвенной Кровью не в Святая Святых храма, но в Святая Святых на само небо. Его жертва не нуждается в многократном повторении, поскольку она полнее и совершеннее обычных земных жертв, да и Сам Он не нуждался в очищении от каких-либо личных грехов, как иудейские священники «обложенные немощью» подобно всем грешным людям. «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого» (Евр. 7, 26-27).

Этот образ Христа-Первосвященника оказался очень плодотворным в литургическом богословии. Все церковные молитвы обращаются ко Христу, как к ближайшему Ходатаю и Посреднику между Богом и людьми. В свою очередь, Он подает кающимся Свой дар — милость, т.е. прощение, освобождение от грехов. Нет теперь нужды приносить в жертву животных, как то было в Ветхом Завете, и новозаветные священники уже не есть жрецы в собственном смысле слова.

Мы привыкли видеть в храме служащих епископов, священников, диаконов, и их действия могут показаться нашему малоцерковному современнику чем-то сродни театральному представлению. Но в сознании верующего человека Совершителем любой церковной службы является Сам Христос. Священнослужители лишь видимым образом открывают Его служение, изображают его смысл. Для этого они одевают особые облачения и совершают известные действия, чтобы изобразить Господа, Его пророков и апостолов. Однако это не какие-нибудь роли, в которые они вживаются как артисты. Священники осознают себя людьми, которые обложены своими немощами так же, как и все стоящие в храме. Как и все молящиеся они стоят с обращенным к Богу лицом, отнюдь не дерзая заступить на место Христово, оставляя себе лишь право озвучивать перед Лицом Господа общие просьбы и раздавать духовные дары посредством выноса Евхаристической Чаши или благословения Крестом.

Опубликовано: «Воскресение», №4, апрель 2012 г


Назад к списку