Се Дева во чреве приимет и родит Сына (праздник Благовещения)

В книге пророка Исаии есть уникальное пророчество о рождении таинственного Эммануила. Само имя этого младенца уже несет надежду и утешение, ибо оно означает «С нами Бог»: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во череве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис. 7,14). Как известно, эти слова были отнесены евангелистом Матфеем к рождению Иисуса Христа (Мф. 1,23). Согласно благовестию ангельскому, имеющийся родиться от Марии Младенец будет Сыном Всевышнего.Так всегда, чтобы подать помощь Своему народу, отчаявшемуся в испытаниях, Бог подавал знаки Своего присутствия, и человек мог воскликнуть: «Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова» (Пс. 45,12). Величайшим знаком со-пребывания Бога с людьми и стало рождение Иисуса, будущего Спасителя людей от грехов их.

Не мудрено, что явившиеся среди иудеев еще при земной жизни Господа сомнения в Его мессианском достоинстве, в начале христианской истории привели к многочисленным спорам о Его рождении, о Его Матери, о Его давидовом родстве и, конечно, о древних мессианских пророчествах. Отголоски этих споров видны и в Евангелиях, и в Апостольских посланиях. С тех далеких времен отрицатели и критики новозаветного учения не перестают хвататься то за одну, то за другую деталь библейского текста, чтобы обличить христианские «выдумки» и оправдать свое неверие. Пророчество Исаии о рождении Эммануила уже давно стало в этом отношении одним из пунктов полемики.

В первую очередь, было обращено внимание, что слово «дева» в пророческом стихе не служит указанием на девственность. Стоящее в масоретском тексте еврейское слово «альма», подтвержденное и кумранскими свитками книги Исаии, означает «молодая женщина», «девушка брачного возраста». Для названия девственницы в еврейском языке есть слово «бтула». Следовательно, пророчество Исаии нельзя прилагать к Деве Марии. В этом смысле иудеи возражали христианам, как видно на примере «Диалога с Трифоном» св. Иустина Философа (IIв.). На этот счет нужно сказать, что в до-христианском переводе Ветхого Завета на греческий язык, выполненном самими иудеями, т.н. Септуагинте, на месте «альма» стоит греч. «парфенос», обозначающее девственницу. Таким образом, иудейские книжники того времени не так понимали дело, как позднейшие масореты. Кроме того, слово «альма» девственность вовсе не исключает, как это видно из истории обручения Ревекки (Быт.24,43 и 24,16). Наконец, с христианской стороны всегда звучал недоуменный вопрос: что же необычного в том, что беременная молодая женщина родит ребенка, разве такой естественный ход событий может служить знамением от Бога, о котором говорится в пророческом стихе?

Тогда, в свою очередь, иудейские толкователи отвечали, что в данном месте знамением является не указание на обстоятельства рождения младенца Эммануила, а указание на то, что еще до того, как этот младенец придет в сознательный возраст, чтобы различать добро и зло, Иудея и ее царь будут спасены. Здесь нужно сделать пояснение, что пророк Исаия сказал свое пророчество в определенной исторической обстановке, когда перед стенами Иерусалима ок. 733 г. до Р.Х. появились войска двух вражеских царей, и иудейский царь Ахаз с трепетом ожидал осады. Еврейские комментаторы полагали, что Исаия встретил Ахаза и, желая подбодрить его, указал на его молодую жену Авгию, от которой родился будущий наследник царя, благочестивый Езекия. Действительно, дар «различения добра и зла», есть дар царский, о чем молился еще Соломон, а слова Исаии об Эммануиле из двух последующих глав книги, как будто изображают будущего царского наследника. Однако хронология правления иудейских царей очень условна, и, если следовать историку Иосифу Флавию, Езекия родился еще до описанных событий.

В новое время даже делались попытки связать слова Исаии с его собственной женой и одним из его собственных сыновей. В частности, обращалось внимание на стих: «Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа» (Ис. 8,18). Но это лишь поле для догадок. Сомнительно, чтобы пророк назвал свою жену молодой женщиной, если учесть, что на встречу с царем Ахазом он пошел со своим довольно взрослым сыном Шеар-Ясувом (это имя в переводе означает: «остаток спасется»).

Св. Василий Великий в толковании на книгу Исаии отметил, что знамение может относиться к временам прошедшим, к времени настоящему, а также и к будущему. Соответственно с этим замечанием, конечно, необходимо согласиться с тем, что у пророка Исаии была своя историческая миссия, обусловленная теми сложными обстоятельствами, которые переживало царство Иудейское и Иерусалим, подвергшиеся нападению вражеской коалиции. Исаия предсказал скорое поражение врагов и взял для подтверждения воли Божией пример какой-то известной на тот момент молодой женщины. Однако загадочность ее личности и таинственность ее младенца, так в полноте и не раскрытые в книге пророка, не являются ли прикровенным указанием на событие более отдаленного мессианского времени? Очевидно, вслед за историческим смыслом пророчества Исаии о рождении Эммануила можно поискать более значимое указание: Бог будет вместе со Своим народом не только во время военных конфликтов последнего с соседями, Он проведет его через все испытания и только остаток спасется, чтобы дать всем народам Божественную Отрасль, Царя, Который принесет всему миру успокоение. Именно это великое утешение проповедовал в своей книге великий ветхозаветный пророк, и на исполнение его пророчества обратил внимание евангелист Матфей.

Священник Алексий Хотеев                                                   10.04.13.

Опубликовано: "Воскресение", № 4, 2013 г.


Назад к списку