Венчание стало необходимым атрибутом многих современных свадеб. Красивый чин с пением молитв, одеванием колец, венцами и свечами, конечно, выглядит более торжественной церемонией, чем музыка и поздравительные речи гражданской регистрации да тосты на веселом застолье. В отдельных случаях жених и невеста настроены на Венчание очень серьезно и придают ему преимущественное значение: ведь, один раз на всю жизнь. В других случаях молодые не вполне представляют себе важность дела.
Однажды, например, мне пришлось видеть, как в расположенном недалеко от храма кафе происходил шумный «выкуп» невесты, которая в это время мирно покуривала за углом. Все это было после вечерней субботней службы. Каково же было мое удивление, когда я увидел эту свадьбу с помятыми лицами на следующий день на Венчании в церкви. Случай, к сожалению, не редкий: с субботы на воскресенье свободы «погулять», видимо, больше, чем с воскресенья на понедельник, когда надо быстро отойти от веселья и идти на работу.
Очевидно, будущим женихам и невестам, а также организаторам их свадеб очень полезно знать не только о внешних формах свадебного торжества, но понимать их смысл и назначение. Ведь, желанное семейное благополучие во многом зависит от психологической готовности к браку, и церковная служба как нельзя лучше на это настраивает.
Самый первый и естественный вопрос, который должны задать себе желающие венчаться, таков: зачем это нужно. Гражданские законы венчания вовсе не требуют, а церковные возлагают еще и немалые обязанности. Если кто-то из крещеных в Православной Церкви людей полагает, что мера соблюдения заповедей Христовых, правил молитвы и поста, церковных праздников есть сугубо личное дело, никаких обязательных отношений к Богу и Церкви быть якобы не может, то и венчание для таковых есть дело вовсе не обязательное. Венчание есть благословение на христианский брак, а он имеет свои характерные черты и не сводится к формуле «живи, как хочется».
«Отсутствие в жизни брачующихся единства духовно-нравственных целей жизни есть главная и основная причина несчастных браков. Муж и жена, восполняя друг друга через взаимообщение, нравственно влияют друг на друга, помогают друг другу в духовно-нравственном совершенствовании и выполнении своего назначения в жизни» (Г.И. Шиманский «Христианская добродетель целомудрия и чистоты»).
Цель христианской жизни, как известно, есть спасение души в богообщении (в молитве, церковных таинствах). В семье эта высокая цель соединяет двух людей и делает их как бы одной душою. Помнить об этом очень важно, поскольку бытовая сторона семейной жизни заслоняет собой ее духовную цель и притупляет чувства.
В самом последовании Венчания даются наставления о христианском браке. Обратим внимание на одно из них, которое у всех, что называется, на слуху. Так, в молитве на Венчании говорится: «Даждь рабе сей во всем повиноватися мужу, и рабу Твоему сему быти во главу жены, яко да поживут по воли Твоей». В последующем чтении из Послания ап. Павла к Ефесянам (5, 20—33) нередко акцентируются слова: «а жена да боится своего мужа». Но не должно думать, что Церковь исключительно заботится о патриархальных правах мужа в семье и ради этого ставит женщину в подчиненное положение. Все в том же апостольском чтении есть и такие слова: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф. 5, 28—29). Действительно, главенство мужа имеет не столько правовой характер, сколько нравственный: первенство в заботе, а не забота о первенстве. Мысль ап. Павла понятна: как ты, муж, заботишься о своем теле, любишь покой, сытость, так заботься о своей семье, забывая о собственной сытости и покое. Думается, что такому мужу жена будет готова всячески помогать и оказывать внимание и уважение.
Из Послания святого апостола Павла к Ефесянам (Еф. 5; 20-33), читаемого на венчании: «Братие, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа».
Понятно, что единство в понимании духовно-нравственных целей жизни, т.е. единство мировоззрения, является важнейшим условием крепости семьи. Поэтому первым условием Венчания является единство религии. Православные могут вступать в церковный брак с католиками, лютеранами, армянами, но не с мусульманами, иудеями, буддистами и проч. Невозможно венчание с атеистами, среди которых немало занимают открыто враждебную к Церкви позицию. В случае венчания смешанного брака в церкви, с инославной стороной оговаривается условие непринуждения православной стороны к перемене веры и условие православного воспитания детей.
Браки совершаются по согласию. Для подтверждения добровольности вступления в брак перед началом Венчания священник задает жениху и невесте вопрос: «Имеешь ли добрую и непринужденную волю и крепкую мысль взять себе в жены (мужья) того, кого здесь с собой видишь?» Непременно должно быть и согласие родителей на брак.
В вопросе о брачном возрасте церковные правила обычно следуют гражданским законам. В нашей стране это возраст 18 лет. Обязательна гражданская регистрация.
Существуют еще ограничения по времени Венчания. Оно не совершается накануне постных и праздничных дней (т.е. во вторник, четверг и субботу) в течение года, а также во время многодневных постов, на Святках, на Пасхальной седмице и в некоторые другие дни. Назначение дня венчания лучше всего делать после консультации со священником.
Понимая, сколь важен и ответствен шаг к созданию семьи, верующий человек просит благословения Божия. В этом и заключается смысл нашей молитвы на Таинстве Венчания.
Согласно современной практике, Венчание предваряется Обручением, когда священник сначала благословляет жениха и невесту кольцами, а затем надевает их им на руки. Нужно заметить, что в самом Последовании Обручения речь идет не о кольцах, а о перстнях. В прошлом последние содержали имя владельца, и перстень выполнял функцию печати: им как подписью заверялись документы. Обмен кольцами при Обручении показывает взаимное доверие будущих супругов.
«Перстнем была дана власть Иосифу в Египте, — говорится в следующей затем молитве священника, — перстнем прославился Даниил в стране Вавилонской, перстнем открылась правда Фамары, перстнем Отец наш Небесный явил щедрость для сына своего». Напоминание библейских имен и связанных с ними сюжетов, в которых фигурирует перстень (Быт. 41,42; Дан. 6,17; Быт. 38,25; Лк. 15,22), подчеркивает высокое достоинство вступающих в христианский брак.
Кольца одевают и носят на правой руке (слав. десница) как знак благословения Божия: «Десница Господня возвысила меня, десница Господня явила силу!» (Пс. 117,16).
Перед самим Венчанием торжественно возглашается псалом 127, а хор в это время поет припев «Слава тебе, Боже наш, слава тебе!»
Псалом 127: Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа! Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей; увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
В молитвах в начале чина Венчания вспоминаются благословение Божие Адаму и Еве (Быт. 1,28), слова Христовы «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10,9) и библейские праведники Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, Иосиф и Асенефа. Все это чтобы показать, что воля Божия есть законное супружество и происходящее от него чадорождение.
Известно, что само название Венчания происходит от слова «венец» (свитое головное украшение из цветов). В настоящее время венец представляет собой подобие короны с изображением Христа, Божией Матери и святых. Надевание венца – знака высокой чести и славы — это награждение супругов за верность Богу, за верность их взаимному обету. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни», — сказано в Апокалипсисе (Откр. 2,10).
«Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!» Эти слова вместе с троекратным благословением священника являются самым главным моментом на Венчании. В них как бы них суммируются все молитвенные прошения То, что дается только в конце жизненного подвига, утверждается как существующее уже в самом начале семейной жизни.
Евангелие от Иоанна (Ин. 2; 1-11): На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жeно? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
В Евангельском чтении на Венчании рассказывается о первом чуде Христа, которое Он совершил, претворив воду в вино на браке в Кане Галилейской. Этот знак милости Его к простым людям евангелист решил отметить, хотя много было знамений и чудес, которых и описать все невозможно. Христианский брак по сравнению с обычным плотским союзом как вино по сравнению с водой. Церковь словно приглашает самих брачующихся отведать необычного вина из Каны Галилейской, когда после нескольких молитв им предлагается общая чаша. Отныне все пополам: и радости, и горести. Пусть радости умножаются в два раза, а горести в два раза уменьшаются.
Затем следует троекратное хождение молодоженов по кругу в центре храма. Священник ведет их с крестом в руке. Так начинается путь совместной жизни: вместе за Христом, руководствуясь Его учением и примером.
Заключительные слова напутствия: пусть Святая Троица благословит вас, подаст долгожитие, хороших детей, успех в жизни и преуспеяние в вере, наполнит дом земными благами и сподобит небесных венцов.
Застолье, песни, танцы – все это имеет значение для гостей свадебного торжества. Для кого-то это повод, для кого-то долгожданное облегчение, для кого-то расставание с дорогим ребенком, ступающим на путь самостоятельности. Свадьба включает в себя много различных чувств, но Венчание есть самый торжественный акт, требующий самого внимательного к себе отношения, мирного настроения, молитвенности, решимости дать ответ перед Богом и людьми. Еще раз все обдумать, взвесить помогают пост, Исповедь и Причащение.
05.10.14 Священник Алексий Хотеев.
Опубликовано: "Воскресение" № 9-10, 2014.