Священник Алексий Хотеев
После дня святой Пятидесятницы в церковном календаре один за другим следуют воскресенья, посвященные соборам святых, — Неделя всех святых, Неделя святых Русской Церкви, Неделя белорусских святых и др. В эти дни все православные становятся именинниками, поскольку отмечается память того святого, имя которого дается каждому при крещении.
Обычай наречения христианского имени имеет нравственный смысл. Имя святого напоминает о его жизненном пути, о его добродетелях, которые становятся примером для подражания. Кроме того, здесь есть еще желание родителей вверить своего ребенка заботам небесного покровителя.
«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно» Антоний, митрополит Сурожский.
По библейскому обычаю имя дается на восьмой день от рождения. В церковном Требнике есть по этому случаю особая молитва. Во время ее чтения священник совершает над ребенком крестное знамение и просит, чтобы крест был запечатлен в самом сердце и помышлениях его, чтобы будущий христианин избегал суеты мирской и наветов лукавого, но во всем следовал заповедям Божиим. В молитве еще говорится, что ребенок будет носить отныне имя Христово, т.е. будет исповедовать имя Христа. В этом смысле «христианин», «христианка» есть первые имена для всякого члена Церкви.
«Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих» святитель Феофан Затворник.
Имя ребенку обычно выбирают родители, руководствуясь временем рождения или временем крещения. В церковных именословах, которые часто прилагаются к календарю, отмечаются дни памяти святых и поясняется значение имени. Можно выбирать имя святого празднуемого в день самого рождения ребенка или празднуемого в период с первого по восьмой день, или празднуемого в день крещения. Допустимо, конечно, выбирать имя любого другого святого, чествуемого в семье по особому расположению, уже не привязываясь к дням рождения или крещения.
Говоря о значении имен, хочется обратить внимание на отразившиеся в них традиции разных народов. Как известно, каждое имя имеет перевод и объяснение. Традиционными именами в Русской Церкви стали имена еврейские, латинские, греческие, славянские. Особенностью имен еврейских является соединение сокращений от имен «Бог» (Эл), «Господь» (Яхве) с указанием на действие, например: Гавриил (Бог — моя сила), Иаир (Господь да просветит), Иезекииль (Бог да укрепит), Иеремия (Бог да вознесет), Иисус (Господь да спасет), Иоанн (Божий дар), Исаия (Спасение от Господа), Михаил (Кто кроме Бога) и др. К еврейским именам относятся Анна (Богом данная), Мария (Возвеличенная), Елисавета (Бог — клятва) и др. Так еврейские имена заключают в себе благословение, прославление имени Творца.
Имена греко-латинские зачастую называют те или иные гражданские добродетели, например: Андрей (Мужественный), Алексей (Защитник), Александр (Защитник людей), Николай (Победитель народа), Валентин (Крепкий, Здоровый), Виктор (Победитель), Василий (Царствующий), Евгений (Благородный), Никита (Победитель), Георгий (Земледелец), Сергий (Высокочтимый), Галина (Тихая), Татьяна (Учредительница), Ника (Победа) и др. Но и здесь сказалось влияние христианской веры. Так появились имена, прославляющие дарования Божии: Агафья (Доброта), Анастасия (Воскресшая), София (Мудрость), Христина (Христова), Евсевий (Благочестивый), Феофил (Боголюбец), Феодор (Божий дар) и др.
Славянские имена говорят сами за себя, зачастую заканчиваясь на характерное окончание « -слав»: Святослав, Вячеслав, Предслава, Борислав (Борис). Иногда они указывают на власть, обладание: Владимир (производное – Вадим), Всеволод. Есть и в славянской традиции названия христианских добродетелей: Вера, Надежда, Любовь.
Важно помнить, что те или иные имена, которые даются при крещении, учат славить Бога и жить благочестиво. В быту их нередко сокращают, придают ласкательную форму, что естественно при общении с детьми. Однако в церкви на богослужении должны звучать имена в полном виде, поскольку они не только обозначают близких нам людей, но также прославляют Бога и святых Его.
Свящ. Алексий Хотеев 01.06.15.
Опубликовано: "Воскресение",№6, 2015.