Таинство «погружения»

Священник Алексий Хотеев

Известно, что название праздника Крещения Господня (иначе Богоявления) и таинства Крещения, открывающего дверь в христианскую жизнь, происходит от слова «крест». Однако, ставшее уже таким привычным наименование, употребляется здесь в значении для себя не свойственном. Какая связь между погружением Спасителя в воды Иордана, погружением в воду принимающего крещение и собственно «крестом»? Задумываться над этим естественно, если вспомнить, что в языке греческом «ваптисмос» означает именно  «погружение». С таким же значением употребляются слова в новоевропейских языках (англ. immersion, нем. Taufe). Однако в большинстве славянских языков сохранилась преемственность от времени свв. Мефодия и Кирилла говорить «крещение».

На этот счет существует предположение, что в старославянский язык название христианского посвящения перешло из диалекта верхненемецкого языка, где слово kristen означало «обращать в христианскую веру» и происходило от имени «Христос». Славяне действительно имели давние связи с германцами и одно время даже испытывали на себе их господство. Однако такое заимствование выглядит очень сомнительным. Германское влияние не было столь сильным и продолжительным, чтобы сказаться даже в тех славянских странах, которые заимствовали христианскую веру от греков. Остается предположить, что слово «ваптисмос» было намеренно переведено как «крещение». Возможно, здесь была миссионерская цель. Ведь славяне не только общались с соседними христианскими народами, но и переходили на жительство в такую христианскую страну как Византия. Внешний образ христианского посвящения (погружение в воду) мало что говорил им о смысле самого действия. Крест есть христианский символ поклонения Распятому, и его ношение есть образ следования за Христом: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16,24).

Но видимая сторона крещения – троекратное погружение в воду – также имеет богатое символическое содержание. А именно совершается в честь Трех Лиц Святой Троицы, Отца, Сына и Святого Духа и напоминает о воскресении Христа на третий день после распятия. Кроме того, погружение в воду означает очищение и возрождение для новой жизни. Подобно тому, как при обычном рождении ребенок выходит из воды, так и при христианском рождении Церковь возрождает его водою. Церковные правила предписывают крестить именно в три погружения с упоминанием Лиц Святой Троицы (напр., 50 апост. прав.). В Русской Церкви по этому поводу даже издавались специальные решения, как то было на Стоглавом соборе 1551 г. (глава 17).

Здесь следует заметить, что «погружение» не обязательно было таковым для детей. Если взрослый может задержать дыхание и окунуться в воду без всякого вреда для здоровья, то младенец, очевидно, сделать этого не может. Поэтому для маленьких детей существовала практика погружать в воду по грудь или по шею, а сверху троекратно возливать воду на голову (так совершается до сих пор в греческих храмах). Хотя такой образ крещения детей записан в некоторых древних русских требниках, звучали в Русской Церкви требования крестить полным погружением и детей. Тем более осуждалась практика крещения одним обливанием головы, которая рано распространилась в западных областях, возможно под влиянием католичества.

Как же быть с тем, что сейчас далеко не во всех православных храмах таинство Крещения совершается погружением даже маленьких детей? Эта проблема требует более тщательного внимания. То, что в некоторых храмах устраиваются специальные купели-баптистерии для крещения взрослых и детей, говорит о внимательном отношении к церковным правилам. Конечно, на протяжении не одного столетия в Русской Церкви господствовала практика крещения в детском возрасте, и баптистерии для взрослых, которые некогда существовали при соборных храмах в домонгольской Руси, потеряли свое значение. Однако в наше время придется смириться с мыслью, что принятие в Церковь людей зрелого возраста будет нормой еще очень долго. Следовательно, нужны соответствующие условия. А пока остается применять церковные правила о крещении, исходя из возможностей конкретного прихода. Это правило древнее всех других правил и записано в «Дидахе», христианском памятнике нач. II в.: «Крестите в живой воде (т.е. проточной - примеч. ред.) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если же не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни другой, возлей на голову трижды» (гл. VII).