Как правильно понять некоторые слова "Символа Веры"?

Андрей Ахметшин, 

преподаватель Минского духовного училища

Святые отцы Первого Вселонского Собора с текстом Символа Веры... «Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя…», — так начинается наш Символ веры, принятый святыми отцами в IV веке, — краткое, но точное учение, принять которое необходимо каждому христианину. «Верую» читается при крещении как одна из важнейших частей Таинства.  Слово «Единаго» обозначает, что другого Бога нет и быть не может. «Вседержителя» — значит, Держащего все в своей власти.

Фраза — «Творца небу и земли, видимым же всем и не видимым» — свидетельствует о том, что Творец неба и земли  сотворил весь видимый мир и невидимыйВидимый — окружающий нас в видимом пространстве, и не видимый — духовный, ангельский, «вышний».

Во втором члене Символа утверждается вера «во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго (Единственного), Иже (Который) от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна  (Бог Сын — не сотворен Богом Отцом, а рожден от Него, то есть, имеет единую с Ним сущность), единосущна Отцу, Имже вся быша». Слова «Имже вся быша» переводятся — «Которым все было (сотворено)», — и подчеркивают непосредственное участие Сына Божия в творении мира.

«Нас ради, человек (ради нас, людей), и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.» На первый взгляд может показаться, что слова «воплотившагося» и «вочеловечшася» обозначают одно и то же. В действительности же слово «вочеловечшася» утверждает, — стал «совершенным Человеком», то есть, во всем подобным нам, кроме греха. Дело в том, что некоторые еретики считали, что Господь принял только плоть человеческую, а не плоть и душу. Они доказывали, якобы Бог-Отец пребывал в плоти Иисуса Христа как в храме. Но этим грубо искажается главнейшее учение о спасении людей, — Бог стал совершенным Человеком (с телом человека и душой человека), чтобы исправить в Себе искаженную грехом всю человеческую природу.

«Распятого же за ны (за нас, за грехи наши) при Понтийстем Пилате (указание на историчность события), и страдавша, и погребена». Некоторые еретики считали, что Бог не подвержен страданиям, и мучения на Кресте были «призрачными», «кажущимися». На самом же деле Господь страдал как человек, испил всю чашу страданий до дна, испытав даже муки богооставленности, — «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Мк. 15, 34).

Некоторые считают, что страдания и смерть на кресте не были чем-то особенным во времена Понтия Пилата, ведь тысячи людей были распяты таким же образом. Рассуждая так, мы не учитываем мучения души, которые часто превосходят страдания плоти. Сын Божий, «Имже вся быша» терпел издевательства и смерть от рук людей, которых сотворил!

…Учение о Господе Иисусе Христе в Символе веры заканчивается словами о Воскресении и будущем Втором Пришествии. «И воскресшаго в третий день по писанием (согласно пророчествам). И восшедшаго на небеса, и седяща одесную (по правую руку) Отца». Не случайно в Символе веры используются антропоморфизмы, понятия, присущие каждому человеку: «восшедшего», «седящего». Этим подчеркивается важнейшая мысль о том, что Богочеловек поднялся на небо не только Духом, но и Плотью, — преображенной человеческой плотью, получившей удивительные свойства: проходить сквозь закрытые двери, исчезать и появляться, мгновенно переноситься в пространстве (напр. Лк. 24, 31 или Ин. 20, 19) и т.д.

В строке, — «и паки (вновь) грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца», — важно правильно понимать употребление слов «со славою». Это значит «в славе», в сопровождении небесных воинств, явно и очевидно для всего человечества. Так полностью разбивается любая ересь о самозваных «христах», которые объявляли себя таковыми на протяжении всей истории, да и в нынешнее время.

Учение о Святом Духе, так же как и догмат о Боге Отце,  выражено в одном лаконичном, но содержательном выражении: «И в Духа святаго, Господа Животворящаго (Подающего жизнь всему), Иже (Который) от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки». Упоминание об Отце и Сыне в этом члене Символа веры призвано утвердить мысль о том, что Дух Святый — не творение Божие, как считали некоторые еретики, а Сам Бог. Слова «споклоняема» и «сславима» воздают равное поклонение и славу всем трем Лицам Единого Бога. Фразу «глаголавшаго пророки» можно перевести: «Говорившего через пророков».

Произнося Символ веры, не следует понимать следующий член, — «во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь», — как призыв к объединению всех христианских церквей. В Символе веры по определению не может быть призывов, так как он отражает реальность явлений, а не их вероятность. Слово «едину» отражает сразу несколько понятий. Во-первых, Церковь является единством верующих. Во-вторых, у нее один (единый) Глава — Господь Иисус Христос (в отличие от католического учения, провозглашающего главенство Папы). В-третьих, существует единство земной и небесной Церкви, дающее нам право молиться святым. И наконец, подразумевается, что истинная Церковь одна, — та, которую основал Сам Господь.

Заключительные три члена Символа кратки, но не менее важны. Строка «исповедую едино крещение во оставление грехов» утверждает, что крещение «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» человек принимает один раз (чтобы угасить споры в Церкви по поводу повторных крещений). Через Крещение человек входит в лоно Церкви и приобщается других Таинств.

Фраза «чаю (ожидаю) воскресения мертвых» отражает веру в то, что души умерших в конце мира соединятся с телами, которые станут духовными и бессмертными.  Последний же член Символа веры, — «и жизни будущаго века. Аминь», — выводит веру христианина за пределы существования времени, где будущее сливается с вечностью. Примечательно, что к этой фразе также относиться слово «чаю». В нем выражено не только понятие терпеливого ожидания, но и желания, которое связано с радостью.