15 ноября по церковному календарю (28 ноября по гражданскому) совершается память Купятицкой чудотворной иконы. Свое название эта икона получила от деревни Купятичи Пинского района, где совершилось ее прославление («Купятичи» иногда производят от «купа», «купина», что значит кустарник).
Позднейшее предание, записанное в 1638 г., рассказывает, что еще до нашествия монголо-татар крестьянская девочка по имени Анна увидела на дереве светящийся небольшой крест из меди. На одной стороне его было распятие Христа, а на другой – изображение Божией Матери с Младенцем Христом на левой руке (икона Одигитрия). Анна сняла находку с дерева и отнесла ее домой. Вернувшись на луг, где паслись овцы ее отца, она снова увидела на том же месте святую икону и снова отнесла ее домой. Но образ опять исчез из дома и оказался на дереве. В третий раз икону принес домой отец названной девочки Василий. И на этот раз святыня не осталась в частном жилье. Тогда на общей сходке жители деревни решили очистить поляну и построить храм на месте явления иконы. Так было положено начало прославления Купятицкой иконы Божией Матери. Известный историк митр. Евгений (Болховитинов) в составленном им «Киевском месяцелове» отнес это событие к 1182 г.
В 1240 г. южная Русь подверглась нападению монголо-татар, в числе прочих селений пострадали и Купятичи. Храм был сожжен, икона считалась уничтоженной. Спустя много лет, в конце XV в. благочестивый паломник по имени Иоаким обнаружил на пепелище старой церкви уцелевший образ. Обрадованные жители создали новый храм для чудотворной иконы, где Иоаким остался пономарем. По преданию, после того как в этом храме была погребена одна из последних княжен пинских, считавшейся явной грешницей, чудеса от иконы прекратились на сто лет.
В 1624 г. Купятичи снова прославились чудотворениями от образа Богородицы. Деревня была приобретена Новогрудским каштеляном (начальником крепости) Василием Кобцем. Его благочестивая мать Аполлония, урожденная Волович, решила основать здесь монастырь и пригласила в 1629 г. двух иноков из православного Свято-Духова монастыря. По решению польского сейма 1635 г. Пинское епископство со всеми храмами и монастырями должно было остаться за униатами. На Купятицкий монастырь униаты стали настойчиво выдвигать свои претензии. В этой время в обители подвизались два исповедника Православия — прп. Афанасий (Филиппович) и прп. Макарий (Токаревский). Первый принял мученическую кончину от католиков в Бресте, а другой — от турок в Каневе. Прпмч. Афанасий особо почитал Купятицкий образ Богородицы. С ним путешествовал он в единоверную Москву к царю Алексею Михайловичу. Не расставался он с ним и до самой кончины в Бресте.
В сер. XVII в. Купятицкий монастырь был захвачен сначала бенедектинцами, а затем базилианами. Однако православная братия монастыря, покидая обитель, захватила с собой чудотворный образ и перенесла его в 1656 г. в Киев. Здесь под покровительством казацкой силы Богдана Хмельницкого Православие было в безопасности. Икона была помещена в одном из пределов Софийского собора и находится там до настоящего времени.
В 1852 г. прихожане Никольской церкви села Купятичи обращались в Святейший Синод с просьбой вернуть чудотворную икону на место своего явления. Однако в этом им было отказано, потому что святой образ принадлежал монастырю XVI в., а не приходской церкви, построенной в 1822 г., монахи монастыря сами забрали икону и принесли в Киев, где уже на протяжении двух столетий установилось торжественное почитание Купятицкой иконы. Впрочем, жители Купятичей почитают и древнюю копию иконы, писанную на дереве, хранящуюся в Никольском храме до сих пор. Благодать Божия и заступление Пресвятой Богородицы, конечно, не оставляют современных богомольцев и паломников, прославляющих чудовторный образ на месте его обретения.
Священник Алексий Хотеев 05.11.2014.
Опубликовано: "Воскресение", № 12, 2014 г.