«Дух прав обнови во утробе моей». Проповедь в День Святой Троицы, 31 мая 2015г.

священник Алексий Хотеев

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.

В нынешний день, пятидесятый по Святой Пасхе, мы с вами особо вспоминаем евангельское событие – схождение Святаго Духа на апостолов. Это событие знаменовало собою рождение христианской Церкви. Святые апостолы, исполненные и движимые Духом Святым, пошли на проповедь в другие страны. Сначала в Иерусалиме прозвучала проповедь христианская, затем в окрестностях, по всей Иудее и далее в среде тех иудеев, которые жили в других странах. По слову апостолов обращались ко Христу и из язычников, и таким образом Церковь христианская стала расширяться.

Хотелось бы обратить ваше внимание на сегодняшнее евангельское чтение. Дело в том, что в Евангелии не рассказывается о схождении Святаго Духа в день Пятидесятницы. Об этом мы сегодня слышали из книги Деяний апостольских. Но Церковь остается верна себе, и евангельские события должны быть отражены в Евангелии. Чтение Евангелия, выбранное сегодня, описывает не самый день христианской Пятидесятницы, а тот эпизод, когда Христос проповедовал в день иудейской Пятидесятницы. Но в этой проповеди говорится о Духе Святом, говорится о новозаветной Пятидесятнице, которую мы уже по-христиански именуем Днем Святой Троицы. «Кто жаждет, приди ко Мне и пей! — произнес Спаситель. — Кто верует в Меня так, как сказано в Писании, у того из чрева потекут реки воды живой!» (Ев. от Иоанна 7:37-38). Это, замечает евангелист Иоанн, Он говорил о Духе. А прежде люди не знали схождения благодати Святаго Духа, потому что Иисус не был рожден. Заметим эти слова. Вообще, сегодняшнее евангельское чтение говорит нам и о Пасхе. Вместе с тем, в нем есть и некие элементы полемики, оно даже построено как диалог. Мы слышим проповедь Христа и комментарий евангелиста Иоанна о сомнениях людских: одни говорят, что Он действительно пророк, а другие сомневаются. Посланные от фарисеев и синедриона возвращаются к начальствующим иудейского народа и говорят: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин.7:46). Их упрекают. В ответ Никодим, член синедриона и тайный ученик Христов, говорит: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает»? Но ему возражают, говоря: «Ты не из Галилеи ли? Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк» (Ин.7,51-52). Далее сегодняшнее евангельское чтение пропускает несколько глав, и снова звучит слово Христа: «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Иоан. 12:36)». Таким образом, в сегодняшнем евангельском чтении представлена даже такая полемика, и это не случайно.

Когда мы представляем себе христианскую проповедь, то знаем, что эта проповедь нередко встречала противодействие, споры, вызывала сомнения. Вот Евангелие и знакомит нас с некоторыми из этих сомнений. Надо сказать, что до сих пор, хотя Церковь Христова повсюду известна, верят-то не всюду. Есть люди, которые считают, что Христос – Сын Божий, что Он Спаситель. А есть люди, которые подобно тем евангельским фарисеям и книжникам говорят, что это самозванец, что он не Мессия и не Спаситель. Эти споры до сих пор продолжаются. Мы знаем, что сошествие Святаго Духа  на апостолов — это событие  сродни творению человека, как мы читаем о самом начале истории человеческой: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». (Быт.2,7) Это дуновение Духа Святаго когда-то создало из человека человека. И доныне Дух, который «дышит, где хощет»(Ин.3,8), наполняет людские сердца.

 Тогда, в день Пятидесятницы, сошествие Святаго Духа было зримым образом. Так случилось по усмотрению Божию. Такое важное событие, как начало Церкви христианской, необходимо было показать зримым образом, явить природу Божию, уподобив ее земному огню: показать ее теплоту, ее чистоту, ее окрыленность.

Хотя мы с вами ныне и не видим Огня, тем не менее, внутри «запалаемся». Мы потому в Церкви, что нас тоже коснулось сошествие Духа. Можно уподобить сошествие Святаго Духа моменту при крещении, когда совершается миропомазание. Эта благодать Божия, принятая апостолами в день Пятидесятницы, передается и сегодня. Так же, как и апостолы, должны и мы осознанно, чувственно испытать это дыхание Духа.

Конечно, у каждого это внутренне озарение, пробуждение происходит в тех или иных обстоятельствах. Может быть, — во время молитвы, может быть, в каких-то стесненных, трудных обстоятельствах жизни, в очень сильном напряжении чувств, возможно, при потере близких или при принятии какого-то важного решения. А может быть, просто в тишине и спокойствии души, даже в пустом храме, либо при слышании колокольного звона. Действие Духа может проявлять себя многообразно.

Приняв благодать Божию, мы должны ее хранить. Иногда случается, что мы стремимся к некой цели, по-человечески размышляя, что это благо, что в этом есть воля Божия, но оказывается, — это ошибочно. Поэтому и молимся каждый раз: «Стопы моя направи по словеси Твоему» (Пс.118,133). И о Духе то же сказано в книге Деяний. Когда апостолы сначала настроились идти в один город, но чувствуют: Дух Святой не идет с ними. Тогда они идут в другой город и чувствуют: Дух Святой управляет ими.

Нужно и нам с вами развить в себе такое чутье. Оно возникает тогда, когда сердце чисто от страстей, помыслов. Всегда нужно молиться, ибо молитва всегда учит ещё и тому, чтоб мы сохраняли Благодать Божию, не теряли. Исповедались, помолились, причастились, приобрели некоторое успокоение души и не будем терять его. Во всяком случае, как учит нас святитель Феофан Затворник, нужно не сразу переходить к своим суетливым занятиям. Бывает, что испытав нечто успокоительное и радостное, мы спешим, погружаемся в заботы, и нет ничего удивительного, что скоро все это теряем. Потому и будем молиться: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс.50,10). Аминь.

Проповедь признесена в храме прп. Иоанна Рыльского.

Запись текста: Иоанн Румчик


Назад к списку