«Подражайте вере их!» Проповедь в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, 12 июля 2015 г.

священник Алексий Хотеев

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

В нынешний воскресный день — память святых апостолов Петра и Павла. Мы не знаем точно дня их кончины. Очень вероятно, что они пострадали не в одно и то же время. Сам праздник ведет свое происхождение от перенесения их мощей в Рим. В разных христианских общинах почитались честные останки, и было решено хранить их в одном храме. Это событие и совершилось 29 июня по юлианскому, церковному  календарю, а по гражданскому —12 июля.

Святые апостолы все потрудились в благовестии и практически все, за исключением нескольких, приняли мученическую кончину. Некоторые, например, святой апостол Иоанн Богослов, тоже пострадали мученически, но преставились своей смертью (т. е. после мучений остались живы). В последней главе Евангелия от Иоанна (Ин. 21: 20-25) сказано, что апостол Иоанн Богослов не умрет вовсе.

Среди собора апостолов особо выделяются апостолы Петр и Павел. Выделяются не потому, что они были старшими или главными, а по чести, по своей ревности, с которой послужили распространению веры христианской.

О святом Петре мы большей частью знаем из Евангелия. Первоначально его звали Симон, и Сам Господь его переименовал, дав ему имя «Петр». В переводе с греческого это имя означает «камень», и в сегодняшнем чтении евангельском (Мф. 16: 13-19) мы слышали, по какому поводу это было сказано, и почему его так назвал Господь. Услышав ответ апостола Симона, — «мы почитаем Тебя Христом, Сыном Божиим, Сыном Бога Живаго»,— Спаситель в ответ на это наименовал своего ученика Петром. Сказав, что на этом камне будет построена Церковь и врата адова не одолеют Ее, Господь имел в виду не личность апостола Петра, а его исповедание веры.

Ибо действительно, в жизни святых апостолов мы должны отметить их веру! Вера – это такое чувство, которое настраивает всю жизнь человека. В жизни современного человека мы можем видеть некую хаотичность, суету. Он то бежит на работу, то бежит с работы, то занят какими-то житейскими делами, а на выходные строит некие планы. И за этим хаотичным движением иногда трудно увидеть какое-то определенное духовное направление. Вера – это как раз то, что определяет направление всей человеческой жизни. Верующий человек тоже идет на работу, идет с работы, имеет свои обязанности, в том числе в семье (отцовские, материнские, сыновние, дочерние) и его жизнь внешне тоже подобна хаотическому движению. Но на самом деле во всех мыслях и планах верующего человека есть один важный элемент, который связывает все и придает общее направление всей его жизни. Это стремление к Богу. Где бы я ни работал, я буду служить людям, потому что это заповедь Божья. Если я исполняю свои домашние обязанности, то опять же делаю это с мыслью о Боге. Мысль о Боге связывается с молитвой, а все, что делается с молитвой, с выражением веры христианской, и является связующим элементом всей человеческой жизни.

Когда мы говорим о святых апостолах, то их вера выступает еще и как сила, которая помогает им в благовестии, это сила их движет. Есть люди, которые вообще о Христе не слышали, или  слышали, но не приняли Его или настроены враждебно. Проповедник то и дело сталкивается с оскорблениями, унижениями. Как в те далекие времена, так и сейчас мы видим, что далеко не все люди готовы слушать проповедь о Боге, многие предпочитают другие занятия, которые  кажутся им более важными. Поэтому для того, чтобы выйти на проповедь, нужна крепкая вера. В Послании к Евреям святого апостола Павла (Евр.11:33-37) сказано о том, как вера помогает переносить разные тяготы, трудности, можно также сказать, что вера – сродни подвигу: «…Верою святые  побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были,  … испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления…»

Эта характеристика относится ко всем апостолам, и во многом — к жизни самих апостолов Петра и Павла.

Об апостоле Петре известно, как он был переименован, как проповедовал в Малой Азии, среди иудеев и эллинов. Священное Писание сообщает нам также и об обращении Павла.

Опять же, надо заметить, что первоначально его звали Савл, и только потом он получил имя «Павел», что значит «малый». Часто в своих писаниях апостол Павел называет себя меньшим из апостолов. Он позднее других учеников Христовых ступил на путь проповеди. Важно отметить, что он вообще был противником веры христианской! Но слова Господа: «Савл! Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9, 4) — послужили для него обращением. В состоянии своего внутреннего ослепления он повстречал того, кого гнал, и это стало его просвещением, озарением! Он принял крещение и сделался одним из самых ревностных проповедников христианской веры. Напомню, что он был человеком образованным, и может быть, поэтому его книг в Новом Завете больше, нежели книг других учеников Христовых. Он много писал, предпринял несколько путешествий по Средиземноморью. О трех путешествиях апостол упоминает сам и отчасти описывает в своих посланиях, а о четвертом мы предполагаем. Как мы слышали в сегодняшнем отрывке из Послания к Коринфянам (2 Кор. 11, 21-27), и корабль его тонул, и от разбойников он испытывал лишения, и скитался по дорогам. Апостол Павел имел обычай трудиться своими руками,  доставляя себе пропитание. Не раз его побивали камнями и даже в результате этого почитали его мертвым (Деян. 14,19) (побивание камнями было казнью по иудейскому обычаю), терпел он различные оскорбления, унижения, заключения в темницу. Нередко помогало ему то, что он был римский гражданин, т. е. пользовался некоторыми исключительными правами. Например, его не могли просто схватить и предать смерти, а только по суду, причем римскому суду, а не по какому-либо местному обычаю. Это право позволяло ему перемещаться по Римской империи, способствовало успеху его проповеди. Кончина его жизни была мученическою. Если апостола Петра распяли, возможно, в гонение Нерона (65-68 г. н. э.), то апостола Павла усекли мечом как римского гражданина.

Вот, вспомнив вкратце жизнь святых апостолов, их подвижничество, мы должны отметить их глубокую веру. Они оставляли свои родные места, шли на проповедь, и вера двигала ими. Вместе с тем, вера помогала претерпевать различные скорби. Святой апостол Павел пишет, что вера производит терпение скорбей, терпение – опытность, а опытность производит надежду, а надежда не постыжает (Рим. 5, 3-5). То есть, вера уже становится глубоким внутренним убеждением. Убеждением в том, что все события жизни не случайны, что велика милость Господа, что человека ожидает награда, что Господь даст сил, избавит от бед и спасет!

В сегодняшний день и мы, прославляя святых апостолов, учимся у них в первую очередь этому глубокому чувству веры. Само Писание в сегодняшний день наставляет нас учиться именно вере. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали  вам слово Божие, и, взирая на кончину их жительства, подражайте вере их» (Евр.13,7). Аминь.

Проповедь произнесена в храме прп. Иоанна Рыльского в Минске.

Запись текста: Иоанн Румчик.

 


Назад к списку